А. БЕСЛИК
МОРСКАЯ АЗБУКА
(Спец. редактор капитан I ранга Г.А. Аммон)
Рисунки автора
Юный друг!
Много лет назад смелые люди впервые покинули берег и отправились в плавание — в неведомые страны. Тогда-то и родилась профессия отважных мореходов.
Есть много толстых энциклопедий, словарей, учебников, в которых рассказано всё о флоте, о морских науках.
С этими книгами ты познакомишься позже. А пока мы предлагаем тебе первую морскую книгу — морскую азбуку.
АТОМОХОД
Корабли люди научились строить давным-давно. Сначала были гребные корабли. Потом человек придумал парус. С помощью ветра люди плавали по морям и океанам. А когда изобрели паровую машину, её поставили на корабль вместо парусов. Дует ветер или нет, корабль-пароход идёт полным ходом. Когда человек придумал двигатель внутреннего сгорания, корабли-теплоходы стали ещё быстроходнее.
Учёные изобрели новый двигатель — атомный, и в нашей стране был построен могучий ледокол — атомоход «Ленин». Ему не страшны никакие льды. Стальной гигант ломает толстый лёд, оставляя за собой широкую полосу чистой воды. По ней легко идут грузовые суда и боевые корабли. Целый год может трудиться ледокол-атомоход и не заходить в гавань для заправки горючим.
Атомные двигатели установлены и на подводных лодках. Наши моряки на подводных атомоходах плавают под арктическим льдом до Северного полюса. И даже вокруг света — гораздо дальше, чем фантастический «Наутилус» Жюля Верна.
АДМИРАЛ
— самое высокое звание военных моряков. Адмиралы командуют отрядами кораблей, отдельными флотами и Военно-Морским Флотом всей страны. А начинают адмиралы свою службу на флоте, как и все моряки, — матросами.
Чтобы стать адмиралом, надо очень много знать и уметь, быть смелым, бесстрашным боевым командиром, много ходить в плавание и полюбить морскую службу на всю жизнь!
АЙСБЕРГ
Далеко в холодных морях плавают глыбы льда. Это айсберги. Они бывают огромными, высотой с двадцатиэтажный дом. Столкнётся корабль с такой ледяной горой — будет беда. В 1912 году самый большой пароход того времени — «Титаник» — налетел в тумане на айсберг и затонул.
С тех пор люди изобрели много умных приборов. Один из них — локатор — радиоглаза корабля. Радиолокатор помогает обнаруживать айсберги. Этот прибор видит на расстоянии многих километров и в тумане и ночью.
БОЕВЫЕ КОРАБЛИ
— защищают нашу страну от нападения врагов с моря. Корабли различаются по размерам, названиям и по задачам, которые они выполняют.
Подводная лодка — это корабль, который плавает под водой и на поверхности воды. Подводная лодка вооружена ракетами и торпедами. Скрытно подплывает она к вражеским кораблям и выпускает по ним торпеды. Подводные лодки могут стрелять из-под воды ракетами по береговым укреплениям и кораблям врага.
Противолодочные корабли предназначены для борьбы с подводными лодками противника. Они занимаются поиском вражеских подлодок. Обнаружат лодку — и забрасывают её глубинными бомбами.
Ракетные крейсера — большие корабли. Они поражают цель ракетами с расстояния в несколько сотен километров.
Ракетные катера — маленькие, но очень быстрые корабли. Налетают на вражеские корабли внезапно.
БАТИСКАФ
— подводный аппарат, в котором учёные погружаются в морские глубины. Корпус батискафа сделан из прочной и толстой стали. Поэтому в нём можно опускаться на очень большую глубину. Внутри батискафа установлены различные приборы. Сильный прожектор освещает путь. Через иллюминаторы учёные наблюдают и изучают жизнь морей и океанов.
БОЦМАН
Только бывалый, умелый моряк может стать боцманом. Боцман — хозяин верхней палубы. Он отвечает за исправность корабельных шлюпок, руководит погрузкой, следит за чистотой и порядком на корабле, обучает команду морскому делу. А грянет бой — боцман будет гасить пожары, заделывать пробоины — бороться за живучесть корабля. На больших кораблях несколько боцманов. Начальник боцманской команды — главный боцман корабля.
ВЕРФЬ
— здесь строят корабли. Но рождается корабль в конструкторских бюро — на листах бумаги. Учёные и
инженеры создают чертежи, по которым его строят. Строительство корабля — сложный и большой труд многих людей разных специальностей. Тысячи деталей нужны для корабля: листы стали, двигатели, приборы, вооружение, якоря и цепи, гребные винты... Их изготовляют на разных заводах и доставляют на верфь.
Днём и ночью горят на верфи огни электросварки. Огромные краны по частям опускают механизмы внутрь корабля. Растут мачты, надстройки, вырисовывается его стремительный корпус. Корабль должен быть прочным и сильным. Ведь ему предстоит ходить под палящим солнцем, в бушующий шторм... и вести жестокий бой с врагом.
Наступил торжественный день кораблестроителей и моряков — спуск корабля на воду. Сотни людей приходят проводить корабль в дальнюю дорогу. По старинному обычаю разбивают бутылку с вином о форштевень — нос корабля. Гремит оркестр. Медленно скользит корабль со стапеля на воду. Началась его славная морская жизнь...
ВОДОЛАЗ
— моряк, который работает под водой.
Для работы водолаз надевает водолазное снаряжение: водонепроницаемый костюм, медный шлем, свинцовые башмаки. Когда он спускается под воду, с ним держат связь по телефону. Воздух водолазу подаётся по длинному шлангу.
Водолаз выполняет трудные и опасные работы. Он заделывает пробоины в корпусе корабля, помогает поднимать затонувшие корабли, участвует в спасательных работах.
ВЫМПЕЛ
— это узкий, длинный, красный флаг. Его поднимают на грот-мачте боевого корабля, если у корабля две мачты. Если одна — то на фок-мачте. Первая мачта от носа корабля называется фок-мачта, вторая — грот-мачта. Поднятый вымпел обозначает, что корабль находится в кампании: его экипаж в любое время готов выйти в море для выполнения задачи. Вымпел не спускается ни днём, ни ночью, ни в хорошую погоду, ни в шторм.
ГАВАНЬ
— место стоянки кораблей. Гавани расположены в заливах и бухтах, закрытых от ветра и волн, идущих с моря. Здесь устроены пирсы и причалы, к которым швартуются корабли. В гавани корабли и моряки отдыхают после дальних походов. Здесь же корабли берут на борт продовольствие, горючее, боеприпасы. В гаванях находятся мастерские и заводы для ремонта кораблей.
Долго был боевой корабль в море. Моряки учились метко стрелять по морским и воздушным мишеням. Гасили «пожары», заделывали «пробоины» на корабле. Боевая учёба продолжалась даже в сильный шторм.
И вот командир корабля получил приказ: «Возвращаться в гавань!» Все рады предстоящей встрече с берегом. Там моряков ждут родные и близкие.
Показались огни приморского города. Корабль входит в гавань и швартуется к пирсу. Усталые моряки сходят на берег. Приятно чувствовать под ногами твёрдую землю вместо качающейся палубы корабля.
А через несколько дней корабль снова выходит из гавани в море.
ГЮЙС
— это красный флаг, который поднимают на больших военных кораблях только во время стоянки. Гюйс поднимают и опускают одновременно с военно-морским флагом корабля.
Утро в военной гавани. Замерли в строю моряки на боевых кораблях. «Флаг и гюйс поднять!» — раздалась команда. Звучат горны. И вот уже на корме развевается флаг, а на носу корабля — гюйс. Прошла торжественная минута подъёма флага и гюйса.
ГРЕБНОЙ ВИНТ
— соединяется гребным валом с двигателем. Заработает двигатель — начинают вращаться гребной вал с винтом. Винт захватывает лопастями воду, отбрасывает её назад, и корабль движется вперёд. Если нужно идти задним ходом, винт крутится в обратную сторону. На больших кораблях установлены гребные винты-великаны, в два человеческих роста.
ДЕСАНТ морской
— это атака морской пехоты с моря на занятый врагом берег.
Тихо и спокойно на берегу «противника». Но вот на горизонте моря показались корабли. Они идут к берегу. Это десантные корабли. В их трюмах — боевая техника и батальоны вооружённых пехотинцев. Всё готово к штурму берега. Открываются огромные носовые ворота кораблей, и по широким сходням прямо в поду съезжают плавающие танки и бронетранспортёры с морской пехотой. Море закипело от множества боевых машин, плывущих к берегу. На подмогу морским пехотинцам летят вертолёты с воздушным десантом. «Противник» яростно обороняется. Но поздно — морская пехота в рукопашном бою отбрасывает неприятеля. Так проходят боевые учения морской пехоты в мирное время.
В Великую Отечественную войну морские пехотинцы прославились необычайным мужеством. Когда они с матросским кличем «Полундра!» поднимались в атаку — фашисты в панике бежали. «Чёрной смертью» и «чёрными дьяволами» называли враги наших морских пехотинцев. В морской пехоте служат сильные, смелые люди. Морские пехотинцы должны быть и моряками и бойцами-пехотинцами. Ведь плавают они на кораблях, а сражаются на берегу.
ДАЛЬНОМЕР
— прибор, которым определяют расстояние от корабля до цели. Дальномеры должны быть расположены высоко, поэтому их устанавливают на надстройках корабля. Дальномеры нужны при стрельбе из корабельных пушек для точного попадания в цель.
— специальный бассейн для ремонта подводной части корабля. У дока есть вход для корабля, который закрывается водонепроницаемыми воротами. Когда кораблю нужно войти в док, бассейн заполняют водой и открывают ворота. Потом ворота закрываются, и воду откачивают насосами. Корабль остаётся на сухой площадке. Теперь его можно ремонтировать. Есть и плавучие доки.
«ЕСТЬ!»
— отвечают военные моряки, получив приказ. Это короткое слово означает, что приказ понят и будет
выполнен. Например, командир корабля командует: «Лево руля!» Матрос рулевой отвечает: «Есть лево руля!» — и выполняет приказ. Чтобы стать настоящим моряком, нужно хорошо изучить свою военную специальность — стать отличным корабельным артиллеристом — комендором, радистом, машинистом, рулевым, сигнальщиком...
Но самое важное — быть дисциплинированным, исполнительным моряком. Это значит, точно и быстро выполнять задания командиров. Военные моряки живут по строгим законам военной службы. И если даже один человек небрежно выполнит приказ, корабль не выполнит задачу. Но бывает и так, когда один моряк, точно и храбро выполняя приказ, выручает весь экипаж из беды.
Это было во время Великой Отечественной войны. Вражеский снаряд попал в артиллерийскую башню крейсера «Красный Кавказ». В башне возник пожар. «Ликвидировать пожар!» — приказал командир корабля. Секунда промедления — и корабль погибнет. Моряки-комендоры, рискуя жизнью, выбросили горящий заряд зa борт. Дымилась одежда, обгорели руки и лица у моряков, но корабль был спасён и продолжал бой.
ЖИВУЧЕСТЬ
— способность повреждённого корабля продолжать бой с врагом. Борьба с повреждениями называется — борьбой за живучесть корабля. Все моряки должны уметь быстро гасить пожары, заделывать пробоины и устранять другие повреждения. От этого зависит, сможет ли раненый корабль вести бой. Поэтому и в мирное время, на учениях, моряки действуют, как в настоящем бою.
ЖУРНАЛЫ КОРАБЕЛЬНЫЕ
— существуют для записи всех событий, происходящих на корабле. Записи в журналах ведут ежедневно. Многое можно узнать, читая корабельные журналы. Например, из «журнала боевых действий корабля» узнают всю его боевую жизнь: сколько вражеских кораблей уничтожено, кто из моряков отличился в бою и где происходили сражения. Есть и другие важные журналы: навигационный, вахтенный, исторический.
Когда корабль отслужит свой срок, журналы сдают в музей на вечное хранение.
ЗВАНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
Морские воинские звания были введены основателем Российского флота — Петром Первым. Некоторые из этих званий сохранились и в наше время.
Военные моряки начинают службу матросами. За отличную службу матросу присваивается звание «старший матрос». Лучшим из них присваивают старшинские звания: старшина второй статьи, старшина первой статьи, главный старшина, главный корабельный старшина и мичман.
Чтобы стать офицером, нужно окончить Высшее Военно-Морское училище. Офицерские звания такие: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан третьего ранга, капитан второго ранга, капитан первого ранга.
Самые высокие морские моинские звания адмиральские: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, Адмирал Флота, Адмирал Флота Советского Союза. Многие офицеры и адмиралы на флотах имеют специальность морских инженеров.
Нелегко заслужить высокое воинское звание. Но на флоте есть давняя поговорка: «Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом».
ЗАДРАИВАТЬ
— значит герметически закрывать люки, иллюминаторы и двери на корабле. Для этого существуют специальные приспособления — задрайки. Если корабль получил пробоину и вода хлынула в отсек, то задраенная дверь не даст ей проникнуть дальше, в следующее помещение.
ЗАЛИВ
— это часть океана или моря, окружённая с трёх сторон сушей. Бывают длинные заливы,
врезающиеся в сушу на десятки километров. В таких заливах удобно устраивать места стоянок кораблей. Даже в сильный шторм корабли могут безопасно укрываться в заливах.
ИСПЫТАНИЯ КОРАБЛЯ
Когда построен новый корабль, ого испытывают — проверяют надёжность и чёткость работы псех его приборов и механизмов.
Для испытаний корабль выходит в море.
Быстро мчится он вперёд, потом вдруг останавливается на полном ходу... Это испытывают двигатель корабля. Ищут цель локаторы. Грохочут орудия. Стартуют ракеты... Это испытывают вооружение. Не день и не два длятся испытания корабля. Моряки вместе с кораблестроителями тщательно проверяют работу всех устройств. На боевом корабле нет мелочей. Ни один прибор, ни один механизм не должен отказать в походе или в бою.
Проходит время, испытания заканчиваются. Корабль готов нести военную службу и зачисляется в строй боевых кораблей Военно-Морского Флота.
На новом корабле торжественно поднимают советский Военно-морской флаг. Каждый год этот день отмечают на корабле как праздник.
ИНТЕРВАЛ
— это расстояние между моряками в строю, кораблями, плывущими по морю... Интервал — это и промежуток времени между выстрелами при артиллерийском салюте, звуковыми сигналами, которые корабли подают в тумане.
ИЛЛЮМИНАТОРЫ
— окна на корабле. Они нужны для освещения и проветривания внутренних помещений. Чаще всего иллюминаторы круглые, с металлической рамой, в которую вставлено толстое стекло. Оно выдерживает удары больших волн. Когда корабль выходит в море, все иллюминаторы задраивают.
КРЕЙСЕР
— большой военный корабль, вооружённый мощной артиллерией. Сейчас у нас появились новые крейсера: ракетные и противолодочные.
Это было во время русско-японской войны. Целая эскадра неприятеля окружила русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». На мачте одного из японских кораблей взвился сигнал: «Предлагаю сдаться без боя». Но в ответ «Варяг» поднял боевой флаг. Разгорелся жестокий бой.
Геройски сражались русские моряки. Точными орудийными залпами потопили они японский миноносец. Крепко досталось и другим кораблям врага. Но силы были неравными. «Варяг» начал гореть, но продолжал сражаться. Раненые моряки оставались на боевых постах. Все орудия на «Варяге» были разбиты. Вышло из строя рулевое управление. И тогда русские моряки сами затопили «Варяг», взорвали «Кореец», но врагам не сдались.
70 лет прошло с того времени, а подвиг «Варяга» не забыт. Живёт и его имя. Новейший ракетный крейсер советские моряки назвали «Варягом».
КУБРИК
— помещение на корабле, где матросы спят, отдыхают после вахты, обедают.
По флотской привычке, кубриком называют своё жилое помещение на берегу морские пехотинцы и морские лётчики.
КОК
— это корабельный повар. Помещение, где кок готовит пищу, называется камбуз. Кок — специальность, уважаемая на флоте. Умелый, старательный кок готовит вкусную еду экипажу корабля. Коку приходится готовить обед даже в шторм, когда корабль сильно качает. А тут уж нужна и сила, и ловкость, и выносливость.
ЛИНКОР
— линейный корабль. Это были самые большие военные корабли. Во времена парусного флота крупные корабли вели бой с противником, выстраиваясь в боевую линию. Отсюда и пошло название «линейные» корабли.
Позднее линкоры, защищённые толстой бронёй и вооружённые могучей артиллерией, стали настоящими плавучими крепостями. Самые большие пушки корабля — артиллерия главного калибра. На линкоре было
3-4 башни главного калибра, по 3 орудия в каждой. На стволе такой пушки могли сидеть 30 матросов. А снаряд весил почти 500 килограммов.
Линкор «Октябрьская революция» защищал Ленинград — огнём своих орудий громил фашистские войска. Моряки писали на снарядах: «За город Ленинград!», «За кровь Ленинграда!». Страшны для врагов были эти «гостинцы». Разрушенные укрепления, тысячи трупов фашистов оставляли они. За военную доблесть линкор «Октябрьская революция» был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Этот орден командующий Балтийским Флотом прикрепил к флагу линкора.
И сейчас бороздит океаны «Октябрьская революция». Своё славное имя линкор-ветеран передал новому грозному, быстроходному крейсеру.
ЛЕЕРА
— стальные тросы, натянутые вдоль бортов корабля. Они удерживаются леерными стойками. Стойки прикреплены к палубе. В шторм, когда волны захлёстывают верхнюю палубу, натягивают штормовые леера. Они предохраняют моряков от падения за борт.
ЛЮК
— отверстие в палубе корабля. Люки служат для прохода во внутренние помещения корабля, для погрузки продовольствия в кладовые и боеприпасов в погреба. Чтобы волны не заливали корабль, крышки люков плотно закрываются — задраиваются.
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ
— защищает нашу Родину от нападения врага с воздуха и с моря. Морские лётчики летают над морями и океанами, вместе с кораблями Военно-Морского Флота действуют против неприятеля. Много боевых задач у морской авиации.
Тяжёлые самолёты-ракетоносцы наносят ракетные удары по кораблям и военным укреплениям врага.
Самолёты-торпедоносцы уничтожают торпедами боевые корабли и военные транспорты противника.
Морские лётчики-истребители защищают наши корабли с воздуха. Ведут бой с вражескими самолётами.
Задача воздушных морских разведчиков — находить и океанских просторах неприятельские корабли.
В морской авиации есть самолёты, которые взлетают с обычных аэродромов и садятся на суше. Но есть и гидросамолёты — летающие лодки. Они взлетают с воды и садятся на море.
Морские лётчики и плавают — на противолодочных кораблях. Прямо с палубы корабля поднимают они в воздух боевые вертолёты на поиск вражеских подлодок. Полёты над морями и океанами требуют от лётчиков специальной морской подготовки. Морские лётчики носят форму военных моряков. Они пользуются на флоте особым уважением.
МАТРОС
— это воинское звание моряка рядового состава Военно-Морского Флота. Все матросы имеют военную специальность. Сначала они учатся в учебных отрядах на берегу, а потом служат на боевых кораблях.
МИНА
Шла война. Фашистский военный корабль крался к нашим берегам. Ничто не угрожало ему — на море не видно кораблей, в воздухе нет самолётов... И вдруг оглушительный взрыв потряс корабль. Невидимая сила ударила в днище, через пробоины хлынула вода, и фашистский корабль затонул.
Днём и ночью, как бы находясь в засаде, морская мина подстерегала врага. Её заранее поставил наш корабль — минный заградитель.
НАХИМОВЦЫ
На военных парадах на Красной площади, мимо трибун чётким строем проходят юные моряки. Это нахимовцы.
Они учатся в Ленинградском Военно-Морском Нахимовском училище. Нахимовским училище названо в часть прославленного русского адмирала Павла Степановича Нахимова.
Пройдёт время, и юные нахимовцы станут военными моряками, офицерами флота. А пока ребята старательно изучают устройство боевых кораблей. Учатся вязать хитроумные морские узлы, передавать с помощью семафорных флажков и азбуки Морзе слова и целые фразы. Ходят на шлюпках под парусами. Моряк должен быть выносливым и крепким, поэтому нахимовцы занимаются спортом. Военному и морскому делу их учат заслуженные военные моряки.
Недалеко от училища, на Неве, стоит революционный крейсер «Аврора». Нахимовцы — хозяева легендарного корабля. Живут и учатся юные моряки по флотскому распорядку дня.
Летом нахимовцы уходят в дальнее плавание на боевых кораблях. В океанских походах привыкают к суровой морской службе.
НАБОР КОРАБЛЯ
— это каркас, скелет корабля. Главная часть набора — киль. К килю крепятся шпангоуты, которые являются как бы рёбрами корабля. Бимсы — соединяют шпангоуты и служат основанием для палуб. Палубы делят
корабль на этажи. Снаружи по набору крепится обшивка корабля — стальные листы.
НАДСТРОЙКИ
— помещения, расположенные на верхней палубе корабля. В надстройках находятся боевые посты. Например, боевая рубка, из которой командир корабля командует во время боя, радиорубка, в которой несут вахту радисты, в рулевой рубке — рулевые, штурманской — штурманы...
ОКЕАН
Вся необъятная водная поверхность нашей планеты называется Мировым океаном. Мировой океан делится на четыре океана: Тихий, Атантический, Индийский и Северный Ледовитый. Море — это часть океана. Например, Охотское море — часть Тихого океана.
В древние времена только водные пути соединяли народы и государства. Плавая по океанам, люди открывали новые земли, изучали нашу планету. Не всегда удачным было дальнее плавание. Океан — грозная стихия. Тяжело приходилось парусным кораблям, застигнутым свирепым штормом, в безбрежных океанских просторах. Быть моряком во все времена считалось делом людей сильных и бесстрашных.
Но Мировой океан не только древний путь. Учёные утверждают, что океан намного богаче суши — неисчерпаемая кладовая богатств. В водах океанов — огромные запасы рыбы и морских продуктов. А дно океанов и морей изобилует залежами ценных металлов, нефти, руды.
Специальные научные корабли бороздят поверхность океана. В глубины погружаются подводные аппараты. Человек стремится взять у океана его сокровища.
ОТСЕКИ
Корабль налетел на подводную скалу. От удара образовалась пробоина, и внутрь устремилась вода. Но корабль не затонул. Потому что корпус корабля разделён прочными стенами на отделения — отсеки, и вода проникла только в один отсек. Моряки быстро заделали пробоину, откачали воду из отсека, и корабль пошёл дальше.
ОСТРОВ
— часть суши, окружённая со всех сторон морем. Бывают очень большие острова, на которых расположены целые государства. Есть острова — морские крепости. Остров-крепость Кронштадт охраняет морские подступы к городу-герою Ленинграду.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
250 лет назад русский крестьянин Ефим Никонов построил «потаённое судно» — первую подводную лодку. Но прошло много лет, прежде чем были построены подводные корабли, пригодные для боя.
1919 год. «Пантера» — подводная лодка Красного Флота вышла в море. Командир осматривал поверхность моря в перископ — лодка искала врага... На горизонте два английских эсминца. «Аппараты, товсь!» — скомандовал командир. Нить прицела перископа легла на трубу эсминца. "Аппараты, пли!» Лодка вздрогнула, и две торпеды, оставляя пенистый след, попаслись к цели. Раздался взрыв, и эсминец, окутанный огнём и дымом, затонул. Этой победой «Пантеры» начался боевой счёт советских подводников.
Во время Великой Отечественной войны наши герои-подводники потопили сотни фашистских кораблей. А ведь только один крупный транспортник — это 10 военных эшелонов.
Сейчас подводные корабли стали атомными и ракетными. По нескольку месяцев плавают под водой эти стальные громадины, чутко прослушивая океан специальными приборами. Ни один вражеский корабль не пройдёт в наши воды.
Служить на подводной лодке почётно.
ПЕРИСКОП
— оптический прибор на подводной лодке. Когда подводная лодка находится под водой, на перископной глубине, в перископ наблюдают за поверхностью моря и небом. Только тонкие трубы перископов выглядывают из воды.
ПЛАВБАЗА
— плавучая база подводных лодок или торпедных катеров. Это большой корабль, оборудованный складами и мастерскими для ремонта. Здесь моряки-подводники и катерники отдыхают после боевых учений и дальних походов. На плавбазах есть кинозалы, библиотеки, кубрики для матросов, каюты для офицеров.
РАКЕТА НА КОРАБЛЕ
Наша страна — родина ракетного оружия. С самого начала Отечественной войны знаменитые «катюши» громили фашистов. Это были первые в мире боевые ракетные установки. А в 1942 году «катюша» стала морской. С кораблей загремели ракетные залпы по врагу. Морские «катюши» сражались на Чёрном море, участвовали в Великой битве на Волге, освобождали Чехословакию.
Сегодня наши надводные и подводные корабли-ракетоносцы — грозная сила в морях и океанах. За сотни километров корабельные ракеты могут поразить цель — на земле, в воздухе, на море и код водой.
Все ракеты делятся на классы. Это зависит от того, откуда ракета стартует и где находится цель. Ракета запускается с корабля, а поражает цель в воздухе — это ракета класса «корабль-воздух». Если цель — корабль, то это ракета класса «корабль-корабль». Есть ракеты «подводная лодка-земля» и «подводная лодка- корабль». Это самые грозные морские ракеты, потому что подводные лодки стреляют ими из подводного положения.
РИФЫ
— это подводные скалы. В минувшие времена многие парусные корабли, выброшенные ураганным ветром на рифы, терпели бедствия. Рифы опасны и для современных кораблей, поэтому они отмечены на всех морских картах.
РУЛЕВОЙ
— моряк, который управляет рулём, ведёт корабль по заданному командиром курсу. На корабле руль — это стальная пластина на оси, расположенная на корме корабля. Руль соединяется специальными устройствами со штурвалом. Матрос-рулевой крутит штурвал — руль поворачивается, и корабль меняет направление. Точно держать курс рулевому помогает компас. На подводных лодках, кроме вертикальных рулей, есть ещё и горизонтальные — для движения лодки под водой.
САЛЮТ
Корабли отдают честь салютом — орудийными выстрелами холостыми зарядами. Есть торжественные салюты. Они раздаются в дни праздников. При встрече с иностранными военными кораблями тоже салютуют. Бывают печальные, траурные салюты.
А есть салют наций. Он гремит, когда военный корабль входит в иностранный порт.
Отряд наших боевых кораблей, составе крейсера и двух эсминцев, шёл в далёкую страну с визитом дружбы. Флагман — командир отряда находился на крейсере. позади, за сотнями океанских миль, осталась родная гавань. А прямо по курсу кораблей показался иностранный город. Видны в бинокль толпы людей, которые пришли встречать наших моряков. С флагманского корабля загремели орудийные залпы. Один, второй, третий... Двадцать первый.
Это раздаётся салют наций. Наши корабли лихо швартуются к причалам порта. Моряки сходят на берег, а жители города могут пройти на корабли. Несколько дней наши моряки были гостями приморского города. Прошли дни визита, настала пора прощания. Отданы швартовы, корабли развернулись в гавани и взяли курс к родным берегам.
СМЕРЧ
— это вихрь, который поднимает воду столбом до облаков. Для кораблей встреча со смерчем опасна. Громадные массы воды обрушиваются на корабль, если он оказывается на пути смерча.
СИГНАЛЬЩИК
— ведёт наблюдение за морем и воздухом. Моряк-сигнальщик — глаза корабля. Он первым обнаруживает вражеские корабли и самолёты. Умеет быстро читать и передавать сигналы. Для этого существует семафорная азбука, которая передаётся семафорными флажками. А ночью корабли переговариваются при помощи азбуки Морзе — коротких и длинных вспышек прожектора.
ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР
— небольшой и самый быстрый боевой корабль. На торпедных катерах нет брони, чтобы защитить моряков от осколков вражеских снарядов и авиабомб. Зато у них есть скорость. И грозное оружие — торпеды. Одного торпедного залпа достаточно, чтобы отправить на дно военный корабль или большой транспорт врага. Сколько героических дел совершили в годы войны экипажи этих маленьких кораблей!
Вырвавшись на простор в открытое море, они смело шли к цели сквозь стену заградительного огня фашистов. Разламывались пополам и тонули вражеские корабли после дерзких атак катеров. Случалось, возвращались катера с рубками, прошитыми пулями, с флагами, пробитыми осколками, но — победителями.
Перед зданием музея Краснознамённого Северного Флота стоит на постаменте опалённый боями торпедный катер. Этим катером в военные дни командовал прославленный моряк, дважды Герой Советского Союза Александр Шабалин. Осенью 1941 года катер Шабалина торпедировал фашистский миноносец. Это была первая победа моряков-катерников Северного Флота.
ТРАП
— так называют на кораблях все лестницы. Существует забортный трап — по нему сходят с корабля и поднимаются на корабль. Шторм-трап подвешивают на деревянной балке-выстреле в нескольких метрах от борта корабля. К нему подходят шлюпки. Межпалубные трапы — служат для сообщения между палубами. А по скоп-трапам взбираются на мачты и надстройки.
ТРАЛЬЩИК
— это корабль-минёр. Тральщики очищают моря от «рогатых смертей» — морских мин. Для этого на тральщиках имеются тралы — стальные канаты с резаками; тралы срезают мины, установленные под водой на якорях, и они всплывают. Потом их расстреливают с корабля.
Когда окончилась Отечественная война, в наших морях осталось много вражеских мин. Моряки-тральщики долго занимались опасной боевой работой. Недаром их называют — тружениками моря.
УЧЕБНЫЙ КОРАБЛЬ
Давно уже не плавают по морям парусники. Стальные могучие корабли пришли им на смену. Но вот, похожий на большую белую птицу, показался в открытом море парусный корабль. Гудит в надутых парусах ветер, чуть кренясь, скользит он по волнам. Это учебный корабль «Товарищ». Будущие моряки проходят на нём морскую практику. Плавание под парусами — хорошая школа мужества. Здесь крепнет дружба, флотское товарищество. На парусном корабле каждый член экипажа расписан по снастям мачт. Раздалась команда: «Свистать всех наверх! Паруса ставить!» — и матросы быстро взбираются на мачты. Там, высоко над палубой, прижавшись грудью к реям, они ставят паруса. Многие наши флотоводцы и капитаны учились покорять море на «Товарище».
«Товарищ» ходит в дальние плавания. Парусный красавец видели жители портовых городов Средиземного моря и Америки, Индонезии и Гибралтарского пролива.
Есть и боевые учебные корабли, на которых матросы и курсанты военно-морских школ и училищ учатся сложному морскому делу.
УРАГАН
— это ветер огромной силы. Большие разрушения причиняют ураганы, когда проносятся по городам и побережьям. Ураганный ветер срывает крыши с домов, вырывает с корнем деревья, отрывает корабли от причалов и выбрасывает их на берег. Чтобы корабли и люди не попали в беду, метеорологическая служба предупреждает их о надвигающемся урагане.
УЗЕЛ
— мера скорости корабля, равная одной морской миле в час. Одна морская миля равна 1 километру 852 метрам. Если, например, говорят: «Корабль делает 25 узлов», значит, корабль проходит 25 миль в час.
А морскими узлами связывают канаты, как говорят моряки, — тросы или концы. Морских узлов много, и у каждого своё назначение. Вот три из них: 1 — «прямой», 2 — «удавка», 3 — «прямой штык».
ФЛАГ ВОЕННО-МОРСКОЙ — ЗНАМЯ КОРАБЛЯ
На стоянке корабли поднимают флаг в 8 часов утра и спускают его с заходом солнца, в походе — несут флаг круглосуточно.
«Военно-морской флаг Союза ССР, поднятый на корабле Военно-Морского Флота Союза ССР, является
знаменем корабля. Корабли Военно-Морского Флота Союза ССР ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Советского Союза». — Так говорится в Корабельном уставе Военно-Морского Флота СССР. А если флаг собьют в бою, то его немедленно поднимают снова. Чтобы враги и на секунду не могли подумать, что корабль сдаётся.
Сторожевой корабль «Туман» был окружён тремя фашистскими эсминцами. Он сражался до последней возможности, но врагу не сдался. «Туман» ушёл в морскую пучину с гордо развевающимся флагом. Он повторил подвиг легендарного крейсера «Варяг».
Особо отличившимся в боях кораблям вручается гвардейский флаг. Корабль становится гвардейским, а его моряки гвардейцами.
Пробитые осколками в бою Военно-морские флаги бережно хранятся в музеях, как память о кораблях-героях.
ФАРВАТЕР
— безопасный путь для кораблей, который проходит между опасными участками моря: мелями, подводными скалами, минными заграждениями. На море устанавливают специальные знаки — вехи и буи. Они указывают кораблям опасные места.
ФЛОТ
Военно-Морской Флот СССР стоит на страже морских рубежей. В ВМФ входят надводные и подводные корабли, морская авиация, батареи береговой обороны и морская пехота. Военно-Морской Флот страны состоит из отдельных флотов. Они носят названия тех морей и океанов, в которых несут службу: Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия. За подвиги в Отечественной войне все флоты награждены орденами Красного Знамени. А Балтийский флот стал Дважды Краснознамённым.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОСТ
— главный командный пункт подводной лодки. В центральном посту находится командир корабля. Отсюда подаются команды на боевые посты подводного корабля. Сюда докладывают о готовности постов.
На подводной лодке все механизмы, двигатели, оружие и люди размещены в прочном, стальном корпусе. Внутри корпус лодки разделён герметичными переборками на отсеки. Для прохода из отсека в отсек прорезаны люки, которые задраиваются.
В носовом отсеке — торпедные аппараты и запасные торпеды в стеллажах. Во втором отсеке — жилые помещения. А дальше расположены центральный пост, пост управления торпедной стрельбой и пост управления лодкой на глубине и на поверхности. В следующем отсеке установлен двигатель. На верхней палубе возвышается боевая рубка.
В надводном положении из рубки ведут наблюдения за морем. В корме — хвосте лодки — торпедные аппараты, рули и гребной винт. Сложные приборы — локаторы, гидроакустические станции, вычислительные машины позволяют подводному кораблю далеко видеть и слышать всё вокруг, хорошо ориентироваться в океане.
ЦУНАМИ
— это волны, которые получаются при подводных землетрясениях в океане. Цунами двигаются быстрее поезда. Бывает, что эта громадная волна выбрасывает корабль далеко на сушу. У нас есть научные станции Цунами. Специальные приборы, установленные на станциях, помогают точно определить, когда будет цунами. Об этом сообщают по радио всем кораблям и населению прибрежных городов.
ЦЕПИ ЯКОРНЫЕ
— соединяют якорь с кораблём. Якорные цепи очень прочные, они должны удержать корабль на якоре даже в штормовую погоду.
ШЛЮПКА
— это спасательная лодка на корабле.
Есть разные шлюпки: баркасы, вельботы, шестивёсельные ялы, четырёхвёсельные ялы, тузики. На шлюпках моряки доставляют грузы, людей, занимаются гребным и парусным спортом.
Каждый год, в июле, отмечается День Военно-Морского Флота СССР. В этот день все корабли в праздничном убранстве. Подняты флаги расцвечивания.
В парадной форме выстроились моряки на кораблях. Катер командующего флотом обходит строй кораблей. Громовое матросское «Ура!!!» раздаётся над рейдом.
После морского парада назначены шлюпочные гонки. Это красивое и захватывающее зрелище. Множество людей собралось на берегу. Гребцы по сигналу судьи сделали первый сильный рывок, и шлюпки устремились к финишу.
С первых минут шлюпка гвардейского ракетного крейсера вышла вперёд. Шлюпки других кораблей стараются догнать её. Но гребцы, налегая на вёсла, увеличивают разрыв. А вот и финиш. Первой пересекла его команда шлюпки ракетного крейсера.
В честь победителей гремит оркестр.
ШТУРМАН
— моряк-офицер, который прокладывает безопасный путь кораблю. Курс корабля штурман намечает на морской карте. На ней условно изображены океаны, моря, острова, рифы.
ШВАРТОВЫ
— это стальные тросы, при помощи которых корабль швартуют — крепят к причалу или к другому кораблю. «Швартоваться к причалу» — значит подойти бортом корабля к причалу, передать швартовы и закрепить ими корабль к причалу. Моряки не говорят: «корабль причаливает», а говорят: «корабль швартуется». Когда корабль отходит от причала, подаётся команда: «Отдать швартовы!».
ЭСКАДРА
— большой отряд военных кораблей. Командует эскадрой адмирал.
История парусного военного флота хранит много славных побед русских моряков.
Было это давно, во время Крымской войны. Эскадра русских кораблей под флагом вице-адмирала Нахимова крейсировала у берегов Турции. Обнаружив в Синопском заливе неприятельскую турецкую эскадру, Нахимов отдал приказ атаковать её. Русские корабли стремительно вошли в залив и завязали бой с врагом. Треск падающих мачт, крики турок, грохот орудий — заполнили всё вокруг. Нахимов командовал эскадрой с корабля «Императрица Мария». Флагманский корабль поджёг два турецких судна. Не отставали в меткости орудийного огня и комендоры других русских кораблей. Несколько часов гремело сражение. Огромными кострами пылали турецкие корабли. Турецкая эскадра была полностью разбита. Среди неприятелей, взятых в плен, оказался и сам командующий турецкой эскадрой.
«...Обращаюсь с признательностью к офицерам за неустрашимое и точное исполнение ими своего долга, благодарю команды, которые дрались, как львы», — писал Нахимов в приказе после Синопского боя.
ЭСМИНЕЦ
— эскадренный миноносец — боевой корабль с мощным торпедным вооружением и сильной артиллерией. Эти быстроходные корабли выполняют разные боевые задания, ходят в торпедные атаки, ставят минные заграждения, ведут бой с кораблями и самолётами противника. Для борьбы с вражескими подлодками эсминцы вооружены глубинными бомбами. Новейшие эсминцы имеют ракетные установки.
ЭКИПАЖ
— весь личный состав боевого корабля: офицеры, старшины и матросы. Экипаж корабля — это дружная, спаянная морская семья. «Один за всех и все за одного!» — таков закон на корабле.
ЮНГА
— это юный моряк. Юнги обучаются морскому делу на кораблях или в специальных школах юнг.
В дни войны с фашистами пионер Саша Ковалёв стал юнгой на торпедном катере. Сражался на Северном флоте.
Однажды катер вышел в море на поиск. Юнга Ковалёв нёс вахту в моторном отсеке. «Прямо по курсу два корабля противника!» — доложил сигнальщик командиру. Катер помчался в атаку. «Залп!» — у борта транспорта врага вздыбился столб воды — удар оказался метким. Обозлённые потерей, корабли конвоя фашистов открыли огонь по катеру. Сильный взрыв содрогнул маленький корабль. Из пробитого мотора захлестали горячие струи воды и пара. Взорвётся мотор — кораблю смерть. Юнга рванулся и грудью закрыл пробоину. Нестерпимая боль жгла тело, но он всё крепче прижимался к мотору. Катер шёл полным ходом.
Когда Сашу вынесли на палубу, он открыл глаза. Над ним склонились боевые друзья. «Саша, посмотри! Корабль жив!» Но юнга молчал. Моряки медленно сняли бескозырки...
За подвиг в бою военный юнга Александр Ковалёв был награждён орденом Отечественной войны I степени.
ЯКОРЬ
— удерживает корабль в море на одном месте. Стать на якорь — значит, опустить якорь с корабля на дно моря. Скреплённый цепью с кораблём, якорь цепляется своими лапами за грунт и держит корабль. Чем больше корабль, тем больше и тяжелее у него якоря.
ЯХТА
— спортивное парусное судно. Будущему моряку полезно научиться управлять яхтой. Учатся ходить на яхтах и изучают морское дело в яхт-клубах.
*****
Кончилась азбука... Вот ты и сделал первые шаги в сложном морском деле.
Счастливого тебе плавания!