Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

ХИТРАЯ ТОЧКА

(А.М. Маркуша)

 

Худ. И. КабаковХуд. И. Кабаков

Маленький скверик — зелёный по сторонам, немножко жёлтый под ногами, совсем-совсем синий над головой. На скамейке дедушка и внук. Дедушка обыкновенный— седой, жилистый, какой-то весь лёгкий, весёлый, и внук обыкновенный — краснощёкий, курносый непоседа. И разговор у них вроде бы тоже самый простой.
— Деда, а деда, расскажи сказку.
— Не умею, позабыл я все сказки, Митёк.
— А ты вспомни. Или ещё лучше, придумай новую сказку.
— Да что ж я тебе, писатель? Это писатели придумывать умеют. Я человек мастеровой. Как пилу направить, как мотор починить, как гвоздь правильно заколотить, — про это могу.
— И расскажи! Ну, пожалуйста, расскажи!
Дедушка задумчиво смотрит по сторонам — на зелёные кусты, под ноги —на жёлтую дорожку и ещё кверху — на синее небо. И начинает:
— Тогда я больше не дедушка, Митёк. Я теперь молоток. Понял? И дальше не я говорить буду, а он — молоток, значит. Идёт?
Митёк не понял ещё смысла игры и недоверчиво глядит на деда. А тот изменил голос и продолжает:
— Здравствуйте, давайте знакомиться. Я — старый молоток, а вы, извините, кто будете?
— Я? Я... — Митёк думает, как бы похитрее ответить деду, и, сам того не ожидая, выпаливает: — А я — профессор! Вот кто!
— Очень приятно, товарищ профессор! С учёным человеком всегда поговорить интересно. Разрешите вопросик задать?
— Пожалуйста, молоток! Хоть тысячу вопросиков.
— Многих ли вы моих родственников знаете? С кем из молотков приходилось дело иметь?
— Смешно спрашиваете. Да у моего дедушки целых три молотка — большой, поменьше и маленький... И ещё я один раз видел, как водосточную трубу чинили. Тогда дядька деревянным молотком
так стукал, так стукал, что все даже уши затыкали. Вы довольны, молоток? 
— Нет.
— Почему?
— Очень вы мало, профессор, молотков знаете. Очень!
— Почему это мало?
— Не знаю, не знаю, почему, только мало. Вы у часовщика в руках никогда моего самого маленького братишки не замечали? А чем железнодорожный обходчик рельсы обстукивает, не видели? Длинный у него такой молоток, весёлый. Мой дядя, между прочим. В кузнице не бывали? Там наших полно. В крокет — есть такая игра — не наблюдали, как мои братья-бездельники сражаются? Да, в семье не без урода, бездельники тоже попались, вот. А на сапожницкий молоток не случалось внимания обращать? Некрасивый такой, нос крючком, а дельный, ничего не скажешь, очень проворный. Племянник мой... Жалко, профессор, что вы такой ненаблюдательный...
— Почему ненаблюдательный, я очень даже наблюдательный. Надо просто правильно вопросы задавать. Я вам, хотите, ещё сто молотков назову? У бабушки есть молоток: с одной стороны он даже топорик, а с другой в шишечках. Бабушка им мясо шлёпает. Раз! У доктора резиновый молоточек есть. Он им по коленкам стукает. Тихонечко. Совсем даже не больно. Два! Ну, и ещё всяких полно...
— Очень приятно. Кое-что вы, действительно, замечаете. Тогда скажите, почему у простого слесарного молотка одна сторона остренькая, а другая плоская?
— Очень даже просто — так сделали!
— Э-э нет, профессор. Просто так и ворона не летает. В каждом деле надо причину искать.
Митёк-профессор мучительно морщит лоб. И никак ему не удаётся сообразить, как ответить. Для чего-то, на самом деле, делают же молотки с неодинаковыми концами. А для чего?
Дедушка-молоток подсказывает:
— А дело простое, уважаемый профессор! Перед тем как гвоздь, например, заколотить, его надо к месту прицелить. Берёте вы, стало быть, гвоздик, аккуратненько так берёте — в два пальчика, приставляете к нужной точке и осторожно острым кончиком — тюк! А уж когда гвоздик на свои ножки встанет, тут вы меня оборачиваете плоской стороной вперёд и бьёте по шляпке в полную силу! Не так мы просты, профессор, как кажется. К нам, молоткам, тоже надо правильный подход иметь, а то недолго и пальчики оттяпать.
— А кто вас придумал, молоток? — спешит спросить Митёк, чтобы увести разговор подальше от опасных вопросов.
— Мы древней фамилии публика. Постарше всех профессоров на земле будем. Человек только ещё становился человеком, а догадался уже камень к палке привязать. Вот тогда и появился на свет мой первый пра-пра-пра... не знаю уж, сколько раз, прадедушка. С тех пор мы и растём.
Худ. И. КабаковХуд. И. КабаковТеперь нас миллионы, и без нас ничего на свете не делается.
— Ну да, так уж и ничего! Без электричества, правда, жить нельзя. Бабушка сколько раз говорила! И без газа плохо. А молоток сов¬сем даже не самый главный. Можно просто каменюку взять или пресс-папье, например.
— Как-то странно, профессор, вы рассуждаете. Никакую газовую плиту, ни одну машину, даже ни один космический корабль без нас, молотков, не сделать. Кто, кроме нас, подобьёт, приклепает, загнёт, выровняет? А насчёт каменюки и пресс-папье, извините, конечно, но совсем вы отсталый человек. Ручка в молотке — великое дело.
А вам известно, профессор, что в Чехословакии даже научно-исследовательский институт существует, который самые лучшие ручки к молоткам, лопатам, вилам и другим инструментам подбирает. И, между прочим, имейте в виду — не каждая деревяшка на ручку годится. Настоящему молотку извольте ручку из кизилового дерева вытесать. Вот так.
Замолчал дедушка, задумался и внук. Хорошо в скверике — по сторонам деревья и кусты, зелёные, пушистые; под ногами дорожка, жёлтая, крупным речным песком усыпана, над головой небо, синее, чистое, и плывёт в том небе яркое-яркое солнышко.
— А теперь, профессор, сбегайте-ка самым быстрым аллюром и принесите мне прутик.
— Толстый?
— Средний. Я вам сейчас изображу, как за меня браться, чтобы пальцы ваши всегда целы были, и гвозди хорошо забивались, и мне чтобы от вас лишнего беспокойства не испытывать.
Рисует дедушка, то есть молоток, и объяснения даёт.
Вот какие это важные объяснения:
«Высоко меня возьмёте — никакого толку: мне щекотно, а у вас удара нет. Туго меня схватите — опять неладно будет: мне душно, а вы силу своей руки не чувствуете — бьёте напропалую. Деликатно за ручку беритесь, но, конечно, не кисельными пальцами. И смотреть надо правильно. Мне вслед глядеть нечего. На шляпку гвоздя или на то место, по которому бьёте, всё внимание направляйте. Тогда и удар у вас ровный получится. А про пальцы не думайте — я свою точку знаю. Не задену!

И перед работой не забывайте меня проверять: сидит ли клинышек на месте? А то беда может получиться: замахнётесь, а у меня голова с плеч долой — фьють и полетела. Голова у меня крепкая, очень сокрушительная. Пожалуйста, вы об этом никогда не забывайте».
Дедушка рисует. Не очень красивые получаются у него картинки: не художник дедушка — мастеровой человек. Всё он умеет сделать: и пилу направит, и мотор починит, и гвоздь, как надо, заколотит. А картинки — не по его части. Но понять всё-таки можно.
— Дедушка, а дедушка, я лучше не буду профессором. Можно? — осторожно спрашивает Митёк и ждёт.
— Ну что ж, не хочешь — не надо. Верно, слабоватый пока ещё из тебя профессор получается. Скажем, стало быть, на этом месте: стоп! А новый разговор начнём по-другому.
Жили на свете клещи. Старые, всеми уважаемые клещи. Знаешь такой инструмент, Митёк?
— А чего ж не знать? Клещами гвозди выдёргивают, когда молоток криво забивает, или когда старый ящик разобрать надо, или даже когда дом чинят. Знаю!
Худ. И. КабаковХуд. И. Кабаков— Правильно. И вот задумали старые клещи подсчитать свою родню. Дескать, у молотка братишек и племянников вон сколько, а у нас? Пошли клещи в самую лучшую библиотеку и сказали: «Дайте нам, пожалуйста, книжки про всякий-всякий рычажный инструмент». Рычажный инструмент — это только кажется, что слово мудрёное, а объясняется оно просто: если инструмент из двух подвижных половинок собран, значит — рычажный. И взяли клещи тетрадку и стали записывать.
— А щипцы для пирожных, блестящие такие, с лопаточками на концах, не забыли записать?
— Не забыли. Но не с них список начался. Первыми попали в тетрадь плоскогубцы, потом кусачки, потом круглогубцы, пассатижи; целый вагон ножниц — от тех, что железо, как бумагу, режут и ветки на деревьях укорачивают, до самых-самых маленьких — маникюрных. И щипцов тьма: которыми уголь из печки достают, которыми орехи щёлкают, которыми пломбы на вагонах ставят, которыми контролёры дырочки в билетах пробивают, которыми доктора зубы выдёргивают...
— Деда, а деда, про зубы лучше не надо рассказывать, а то у меня даже во рту зачесалось.
— Ладно, пропустим про зубы. Короче говоря, два дня клещи трудились, две тетрадки исписали и под конец очень загордились: шутка сказать, такая родня у них обнаружилась, что на всех ста страниц едва-едва хватило!
А клещи, заметь, очень коротко биографии своих близких записывали, ну самое большое — листочек на каждый нос.
После этой работы клещи ужасно заважничали, так загордились — сил никаких нет. С молотком они рядом жили, в инструментальном ящике моего приятеля Егора Васильевича, так с соседом своим и то здороваться перестали.
— А я знаю Егора Васильевича, он нашего папку на заводе учил.
— Он самый первый мастер был. Но слушай дальше. Приходит Егор Васильевич на работу, а он любил всегда пораньше прийти, пока в мастерской тихо, и слышит — клещи перед молотком вовсю выхваляются:
— Ты всегда, молоток, портишь, а мы за тобой поправляем!
Молоток ни звука — молчит.
— Ты, молоток, только самую глупую работу делаешь, а мы? Вчера Егору Васильевичу колечко согнуть надо было, кого он пригласил? Ясно— не тебя, грубияна, а круглогубчики. А когда на моторе проводку меняли, кто с мастером работал? Опять не ты, чурбан неопиленный, а наш брат — плоскогубцы и кусачки. Мы и гаечку отвернуть можем! И болтик! С нами даже доктора дело имеют, а уж на что приветливый народ!
Молоток не возражает — молчит.
— А чай Егор Васильевич в какой компании пьёт? Конечно, не с тобой, мазаным, а с нашей роднёй — со щипчиками никелированными.
Молоток, как воды в рот набрал, — молчит.
— Молчишь, молоток? Да что тебе, серому, необразованному, и говорить-то! Нечего!
А молоток возьми тут да и скажи такое, что клещи даже подпрыгнули!
— Что ж он сказал, дедушка?

Худ. И. КабаковХуд. И. КабаковЗасмеялся молоток и говорит:
— Глупые вы, глупые, клещи. И речи ваши глупые. Подумали бы лучше, кто вас на свет пустил? От кого вы взялись? Без нас, молотков, вас бы и в помине не было!
Клещи страшно возмутились:
— Чего ты болтаешь, молоток?
А молоток усы подкрутил и с усмешкой выкладывает:
— Когда вы совсем-совсем молоденькими были и щёлкать-то ещё зубами не умели, кто вас ковал? Молоток. Видно, мало по голове вам настукал — не всю дурь вышиб. Эх, вы!
— Деда, а деда, что же клещи ответили?
— Сначала только зубами кляцали. Так разозлились, слово выговорить не могли. А потом такой ход делают: допустим, что твой де¬душка нашего дедушку действительно ковал. Ладно. Но кто тогда поковку держал? Не голыми же руками кузнец за раскалённое железо хватался? Вот и получается, что без нашего прадедушки и твой дедушка ничего бы не сделал! Что, молоток, съел?
А молоток не сдаётся: всё равно ваш прадедушка не на огороде вырос. И его молот ковал.
— Кто ж кого переспорил, деда?
— А никто. Егор Васильевич слушал, слушал, пока ему не надоело. А потом взял молоток, забил здоровенный гвоздь в доску, да так, что шляпка только чуточку торчать осталась, и велел клещам гвоздь этот вытянуть.
Клещи пыхтели, сопели, ворчали — не вытянули: силёнки не хватило. Тогда Егор Васильевич подсунул молоток клещам под щёку, на¬давил на ручки, и гвоздь — вон! Сразу вылез. Понял, Митёк, в чём смысл? Где тут хитрая точка?
— Не-е-ет, деда, не понял.
— Эх, профессор, профессор! А в том смысл, что всем дружно работать надо, вместе. А языком попусту трепать, своими родственниками похваляться — пустое это занятие. Вот так-то, Митёк.
— А кто же всё-таки главный —молоток или клещи, деда?
— Это трудная загадка. Вот я тебе о Егора Васильевича точке рассказал — без дружной работы никакое дело не ставится. Правильная точка, я с нею согласен, но только в одном смысле. В мастерской и молоток и клещи наравне. А вообще я лично молоток на первое место ставлю. Почему? Вот почему. Не зря товарищ Ленин, Владимир Ильич, велел на красном нашем знамени молоток с серпом вместе изобразить. Тонкое имел товарищ Ленин соображение. Старое без молотка не порушишь, а пока старое под ногами путается, новое не построишь. Усваиваешь, Митёк? Однако время — пошли домой.
— Нет, деда, не пошли, не надо, расскажи чего-нибудь ещё!
— Дома, Митёк, дома. И расскажу и покажу. А теперь пора.
Через маленький скверик идут двое — дедушка и внук. По сторонам весело, зелено, под ногами дорожка прямая, светлая, а над головой небо, чистое, синее. Хорошо им идти.
Пообедали. Бабушка принялась убирать со стола, а Митёк так уставился на дедушку, будто собирался его глазищами сфотографировать.
— Ты чего, Митёк?
— А кто обещал, когда домой придём, и рассказать и показать?
— Слово — закон, обещал — держи.
Дедушка открывает шкаф и откуда-то с самого низа достаёт большой блестящий ящик. Видно, ящик очень тяжёлый — дедушка даже покраснел, поднимая его на стол.
— Это что, деда, там чего лежит?
— Не спеши, Митёк, сейчас увидишь...
— Здравствуйте-пожалуйста! Никак завод собрались открывать? А что ребёнку после обеда спать положено, это тебе, отец, не изве¬стно разве? Ты мне порядок не нарушай!
— Мы быстро, мать. Обещал же. Только глянем — и сразу ляжем.
— Ну, бабушка, ну, бабушка, мы только чуть-чуть посмотрим. Можно?
— Чистое наказание с вами — и с малым и со старым никакого сладу нет. А мне что теперь прикажете делать? Может, гудеть, на работу вас вызывать?
Дедушка откидывает полированную крышку тяжёлого ящика и отступает в сторону.
Никогда ещё Митёк не видел столько блестящих штук сразу. И каждая уложена в своём гнёздышке, каждая покрыта тонким слоем масла. Ничего не понятно.
— Ух ты! Сколько всяких! А это что? — тыкает Митёк пальцем в какой-то кривоногий предмет.
— Это кронциркуль, Митёк. Размер им снимают. Вот так. — Дедушка берёт в руки блестящую штуковину и, ловко разведя её кривые ножки, прихватывает Митька за нос. — Готово — ширина носа известна. Понял?
— Понял. А это что?
— Это, брат, тиски. Без них в слесарном деле да и по механической части ничегошеньки не сделаешь. Как для обеда стол, так для работы тиски.

Дедушка достаёт из ящика аккуратные, выкрашенные яркой краской тисочки и начинает их протирать чистой тряпкой. Митёк заметил, что в тисках что-то разъезжается в разные стороны, и на всякий случай отступил подальше. С безопасного расстояния он говорит:
— Деда, а деда, только не надо больше мой нос притискивать. Ты уже притиснул раз этим корн... как его там?
— Кронциркулем. Иди сюда, не бойся. Вот так тисочки наши к столу приворачиваются. А теперь: надо тебе, допустим, ключ обработать — пожалуйста. Зажимай и действуй.
Надо тебе тугую гайку отвернуть — тоже можно.
Потребовалось железную полоску отрубить — получится. Ставишь. Так. В левую руку зубило — вот оно. В правую — молоток. Давай!
Придётся пруток укоротить — очень удобно. Для этого ножовка есть. Очень зубастая штука!
Но самый главный на тисках работник — напильник, а по-нашему, по-слесарному, — пила.
Дедушка увлёкся. Он не замечает недовольных бабушкиных жестов, не слышит радио. Половина инструмента уже на просторе.
— Вот смотри, какие пилы бывают, Митёк. У меня тут целый набор приготовлен. Гляди — плоская, драчовая пила. Насечка у неё крупная. Черновую работу делает. А это личник — им зачищают. А вот — бархатный. Ты потише хватай, он ведь не из плюша, название только — бархатный. А почему так зовётся? Им самую последнюю доводку делают, блеск наводят. Пилит он тонко и гладко. А если узкое какое-ни- будь местечко пройти надо, есть квадратные пилы. Для отверстий, по-твоему, значит, для дырок, — круглые. Ещё и треугольные пилы имеются.
У Митька глаза уже разбежались, а дедушка никак остановиться не может. Хорошему слесарю за инструмент подержаться всегда приятно, а если инструмент ещё такой замечательный — совсем праздник.
— А здесь в отдельной коробочке надфили лежат. Они при самой-самой мелкой работе употребляются.
— Отец, ты, что ж, на самом деле цех открывать вздумал? Опомнись, квартира всё-таки не завод. Да и спать Митьку пора. Хватит вам, честное слово!
— Сейчас, сейчас, мать. Только уберу. Ну, Митёк, посмотрел, а теперь ступай спать. Отдыхать тебе положено. На сегодня довольно. Всё равно за один раз всего не запомнишь и не узнаешь. Это, милый, такая наука, чтобы её превзойти, надо сто раз потом умыться...
— Деда, а деда, и для чего тебе столько всяких инструментов? Всё равно ты уже на работу не ходишь, помнишь, сам говорил: 

Худ. И. КабаковХуд. И. Кабаков

«Мы с тобой пенсионеры, наше дело гулять, отдыхать и слушаться бабушку».
— Запомнил, Митёк? Это и не мне инструмент хранится, это тебе в наследство от деда. Понимаешь?
— Какое наследство?
— Ну, раньше богатые оставляли после смерти своим дочкам, сынкам и, конечно, внукам разные ценности — золото, всякие камни дорогие, чтобы сынки могли жить, в ус не дуть и ничего не делать. Это и называлось наследство. А я тебе вот какие ценности приготовил.
Подрастёшь, подучишься, с таким инструментом нигде не пропадёшь: всё-всё им сделать сумеешь. Были б руки здоровые и голова с мозгами.

Митёк смотрит на свои руки. Они у него совсем ещё маленькие, пухлые и ничего пока не умеют сделать как следует. Митёк даже растерялся. Тревожно глянул на деда, а дедушка ничего не замечает — отвернулся к окну и уставился куда-то на улицу.
За окном скверик. Тот, где они каждый день гуляют: зелёный по сторонам, немножко жёлтый под ногами, совсем-совсем синий над головой. Кто ж его знает, о чём у дедушки мысли?
— Деда, так я же ещё маленький? Разве я могу сам?
— Вырастешь, Митёк, и обязательно сможешь.
Дедушка отошёл от окна, посмотрел на внука, а тот чуть не плачет.
— Ты чего, Митёк? Дедушку жалко стало? Да ты не сомневайся, чудак, мне ведь помирать не к спеху. Сначала тебя выучу, до самой хитрой точки в нашем деле доведу, а уж потом...

 

 

ЖЕЧЕК

(Г. П. Политыко)

 

Подарок изобретателя 

 

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. КононовЖечек — это железный человечек. Его изобрёл и подарил ребятам один изобретатель, который жил напротив беленькой Алёнки из вто­рого подъезда.

— Вот, — сказал изобретатель, — примите в свою компанию этого желез­ного карапуза. Ростом он поменьше моей соседки Алёнки, зато знает табли­цу умножения и хорошо выговаривает букву «р».

Тут же изобретатель наклонился к Жечеку и спросил: «Сколько будет дважды два?» И Жечек пророкотал в ответ, словно репродуктор: «Четырре».

Вася подсчитал на пальцах и подтвердил, что Жечек ответил правильно.

— Вот и хорошо! — сказал изобретатель. — Можете научить карапуза своим играм. Он очень восприимчивый — видите, какие огромные у него глаза?..

Глаза у Жечека и правда были огромные, похожие на синие лампочки, и по этим глазам ребята сразу увидели, что Жечек очень хочет научиться всем детским играм.

— Только, чур, не обижать карапуза, — попросил изобретатель на проща­ние. — Особенно смотрите, чтобы Жечек не перегрелся на солнце!

  

Клумба 

 

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. КононовИзобретатель уехал строить большую электростанцию, а ре­бята приняли Жечека в свою компанию.

Маленькая Алёнка учила Жечека есть леденцы — ему ничего не стоило ку­сать их своими железными зубами. Юрик научил Жечека скакать, как лошад­ка, — Жечек звонко стучал по тротуару своими железными ножками. Наташка научила Жечека читать стихи. Максимка — играть в прятки, и только Вася всё раздумывал, чему бы научить Жечека. Помог случай.

Однажды ребята решили сделать во дворе клумбу. Решили — сделали. Па­пы и мамы помогли достать разных цветов, а землю вскопали сами и поли­вали тоже сами. Хорошая вышла клумба. И Жечек тоже работал — копал и носил воду.

— А я придумал, чему ещё научить Жечека! — крикнул Вася, когда клум­ба была готова. — Я научу его пить газированную воду!

Вася сводил Жечека к тележке с газированной водой и вылил в Жечека два раза по дважды два стакана.

После воды у Жечека заржавело горло, и ребята повели его к настоящему детскому врачу, который жил в их дворе. Врача они не застали дома, зато их встретила его дочка Таня. Это была большая и серьёзная девочка. Она перешла уже во второй класс и всегда, даже на каникулах и в выходные дни, носила на рукаве повязку школьного санитара. Вот и сейчас она надела на руку эту чистенькую белую повязочку с красным крестом, а на свой вздёр­нутый носик — большие папины очки, которые, наверно, её папа забыл взять на работу.

— Хотя у этого ребёнка организм железный, — сказала Таня, — ему нель­зя пить газированную воду, а помочь ему может только утренняя зарядка.

  

Катастрофа 

 

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. Кононов

Ребята давно заметили, что Жечек плохо переносит жару. На солнце у него поднимается такая высокая температура, что до него невозможно до­тронуться. Если бы у Жечека внутри была вода, то она закипела бы. Ведь железный Жечек был всё равно что железный чайник.

Поэтому ребята берегли малыша. Когда они играли на солнце, Жечека оставляли в тени. Зато по ночам, когда дети спали, Жечеку находилась рабо­та: ведь он железный и спать никогда не хотел.

Кто-то повадился ночью топтать цветы на клумбе. И ребята поручили Жечеку каждую ночь стоять на посту и охранять цветы.

Однажды, когда было поздно-поздно и совсем темно, когда тётя Валя из телевизора сказала папам и мамам «Спокойной ночи» и взрослые во всём доме уснули сладким сном, во двор на мотоцикле влетел дядя Котик.

Этот дядя очень любил на чём-нибудь кататься и совсем не любил рабо­тать и учиться. И цветы он не сажал, а только рвал и топтал. Вот и теперь Котик не захотел объехать клумбу. Жечек храбро загородил ему дорогу. Мотоцикл врезался в Жечека. Раздался звон и скрежет. Весь двор проснулся.

  

Дважды два - пять

 

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. КононовВсё это случилось посреди ночи. Мама Котика высунулась из ок­на и стала кричать:

— Безобразие! Какой-то металлический Жечек мешает людям ездить на мотоцикле! Какой-то малюсенький Жечек! Куда смотрит большой ЖЭК?

Маме Котика её крик не помог. Все узнали, что Котик по ночам топтал клумбу, а однажды даже спал на ней вместе с мотоциклом, как будто клум­ба — это кровать или гараж.

Большой ЖЭК заступился за маленького Жечека.

Слесарь из ЖЭКа починил Жечеку руки и ноги и привинтил голову креп­кими винтами.

Электромонтёр из ЖЭКа поправил Жечеку глаза, и они снова засияли, словно лампочки на ёлке.

Только одного не сумел сделать большой ЖЭК — снова научить Жечека таблице умножения.

— Этого мы не можем, — сказал самый большой дядя из ЖЭКа, — почи­нить очень трудно.

Маленький Жечек слушал большого дядю и только жалобно хлопал своими синими глазами, а Вася спросил:

— Жечек, скажи, сколько будет дважды два?

И Жечек ответил:

— Дважды два — пять.

  

Бесонница 

 

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. КононовРебята с грустью посмотрели на Жечека. Вася сказал:

— Раз у него сломана голова, он не сможет пить газированную воду!

Наташка вздохнула:

— Всё равно ты покупал ему без сиропа...

— Эх! — ответил Вася. — Разве я знал?..

Алёнка сунула Жечеку леденец, но он, вместо того чтобы открыть рот, плотно сжал зубы.

— Кушай, а то похудеешь от голода, — сказала Алёнка, но Жечек так и остался с закрытым ртом.

— Наверное, он всё понимает наоборот, — сказал Максимка, с тоской гля­дя на Жечека. — Ведь он забыл таблицу умножения и всё перепутал.

Жечек и в самом деле всё перепутал. Когда играли в прятки, железный карапуз, вместо того, чтобы тихо притаиться в кустах, тарахтел почти как мотоцикл дяди Котика. Что же будет дальше?

Ребята совсем приуныли. Они жалели Жечека, который разучился играть в обыкновенные детские игры.

Наступил тихий летний вечер. Алёнку и Юрика раньше всех позвали до­мой. Потому что они были самые маленькие, а Максимка и Вася большие: они в этом году уже идут в школу. Наташа, правда, тоже собирается в пер­вый класс, но её никуда не записали — ведь у неё день рождения будет только после ёлки.

Едва стемнело, и Наташу тоже позвали домой. Она отряхнула сарафанчик и пошла. Возле самого подъезда её окликнули шёпотом с первого этажа. Наташа подняла глаза и увидела в раскрытом окне беленькую Алёнку.

— Разве тебя не уложили спать? — удивилась Наташа.

— Уложили, — прошептала Алёнка, — бабушка закрыла мне глаза, а я вспо­мнила про Жечека, и у меня началась бессонница.

  

Тихая улица 

 

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. Кононов

Наташа пришла домой, её тоже уложили спать.

«Счастливая эта Алёнка! — думала Наташка, лёжа в постели. — У неё такая бабушка! От неё всему можно научиться, даже бессоннице!»

А у Наташки бессонница не получилась, хотя она старше Алёнки и в этом году пойдёт в школу. Пускай не записали, а она всё равно пойдёт! Если спросят про бессонницу, Наташка скажет, что у них очень тихая улица и глаза сами закрываются.

«В нашем дворе особенно тихо, — думает, засыпая, Наташка. — Тихо-тихо... Поэтому у моей бабушки нет бессонницы».

Многие ребята разъехались на лето. Даже днём некому шуметь. Однажды ночью во дворе громко запел дядя Карп. Его за это оштрафовал милиционер, потому что петь посреди ночи нельзя. Ночью песня называется не песня, а «посторонний шум»...

В эту тихую ночь всем ребятам двора снились одинаковые сны. Им хо­телось поскорее пойти в школу и учиться так, чтобы поскорее помочь Же­чеку выучить таблицу умножения.

  

О чём рассказала Наташка

 

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. КононовОднажды ребята получили письмо от изобретателя, который спрашивал, как там поживает железный карапуз Жечек. Изобрета­тель всё лето строил большую электростанцию на далёкой реке и ничего не знал о том, что приключилось на их дворе.

Письмо прочитала ребятам Алёнкина ба­бушка, и они все вместе задумались, как тут быть и что ответить изобретателю. Ведь Же­чек уже вторую неделю сидел на молочной диете в квартире у докторской дочки Тани, которая каждый день ставила ему градусник.

Тогда сказала Алёнкина бабушка:

— Придётся подождать ещё немножко. Ско­ро Вася и Максимка пойдут в первый класс и возьмут с собой Жечека. Малышу непремен­но помогут октябрята!

Алёнка и Юрик, Наташа, Максимка и Вася так и решили: набраться терпения и дождать­ся того дня, когда дети пойдут в школу.

Этот день наступил, когда у ребят почти совсем-совсем кончилось терпение. Рано утром Максимка и Вася ушли в школу, и вместе с ними в первый класс пошёл Жечек.

Алёнка и Юрик гуляли на дворе втроём с Наташей. Она теперь была старшей, хотя её всё-таки не записали в школу.

— Ждать осталось совсем чуть-чуть, — го­ворила Наташа Алёнке и Юрику. — Октября­та обязательно поправят нашего Жечека. Ведь Жечек — только наполовину человечек, а наполовину он, как машина. Если дети грамотные, они могут научить машину чему захотят.

— И моя бабушка тоже так говорит, — закивала беленькая Алёнка.

— Как жалко, что нас не слышит Жечек! — сказал Юрик. — Если ему поправят голову, он сможет опять грызть леденцы!

— Разве голова нужна только для этого? — нахмурилась Наташа.

— Правильно, — сказала Алёнка. — Голова нужна для того, чтобы носить в ней разные хорошие и полезные мысли.

Худ. И.А. КононовХуд. И.А. КононовКак раз во время этого разговора до ребят донеслись с улицы чьи-то звонкие, как весёлое цоканье лошадки, шаги вприпрыжку. И тут же они уви­дели своего железного карапуза Жечека, который возвращался из школы вместе с Максимкой и Васей.

По сияющим глазам Жечека ребята сразу узнали, как много разных хо­роших и полезных мыслей накопилось в голове малыша.

— Здррравствуйте! Доброе утрро! — пророкотал Жечек. Дважды два — четырре!

— Здравствуй, Жечек! — ответили малышу Наташа, Алёнка и Юрик.

В тот же день они снова собрались вместе, чтобы написать ответ изобре­тателю. Письмо писал сам Жечек — такое домашнее задание дали ему в шко­ле. А ребята следили за тем, чтобы он не рисовал подряд одни только лю­бимые буквы РРР...

 

 

к содержанию