Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А. БЕСЛИК

МОРСКАЯ АЗБУКА 

(Спец. редактор капитан I ранга Г.А. Аммон)

Рисунки автора

 

 

Юный друг!

Много лет назад смелые люди впервые покинули бе­рег и отправились в плава­ние — в неведомые страны. Тогда-то и родилась про­фессия отважных морехо­дов.

Есть много толстых эн­циклопедий, словарей, учеб­ников, в которых рассказа­но всё о флоте, о морских науках.

С этими книгами ты познакомишься позже. А пока мы предлагаем тебе первую морскую книгу — морскую азбуку. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

АТОМОХОД

Корабли лю­ди научились строить давным-давно. Сначала были гребные корабли. Потом человек при­думал парус. С помощью ветра люди плавали по морям и океанам. А когда изобрели па­ровую машину, её поставили на корабль вместо парусов. Дует ветер или нет, корабль-пароход идёт полным ходом. Когда человек придумал дви­гатель внутреннего сгорания, корабли-теплоходы стали ещё быстроходнее.

Учёные изобрели новый двигатель — атомный, и в на­шей стране был построен мо­гучий ледокол — атомоход «Ленин». Ему не страшны ника­кие льды. Стальной гигант ло­мает толстый лёд, оставляя за собой широкую полосу чистой воды. По ней легко идут гру­зовые суда и боевые корабли. Целый год может трудиться ледокол-атомоход и не захо­дить в гавань для заправки го­рючим.

Атомные двигатели уста­новлены и на подводных лод­ках. Наши моряки на подвод­ных атомоходах плавают под арктическим льдом до Север­ного полюса. И даже вокруг света — гораздо дальше, чем фантастический «Наутилус» Жюля Верна.

  

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

АДМИРАЛ

— самое высокое звание военных моряков. Адмиралы командуют отрядами кораблей, от­дельными флотами и Военно-Мор­ским Флотом всей страны. А начи­нают адмиралы свою службу на флоте, как и все моряки, — матро­сами.

Чтобы стать адмиралом, надо очень много знать и уметь, быть смелым, бесстрашным боевым ко­мандиром, много ходить в плавание и полюбить морскую службу на всю жизнь! 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

АЙСБЕРГ

Далеко в холодных морях плавают глыбы льда. Это айсберги. Они бывают огромными, высотой с двадцатиэтажный дом. Столкнётся корабль с такой ледя­ной горой — будет беда. В 1912 го­ду самый большой пароход того времени — «Титаник» — налетел в тумане на айсберг и затонул.

С тех пор люди изобрели много умных приборов. Один из них — локатор — радиоглаза корабля. Радиолокатор помогает обнаруживать айсберги. Этот прибор видит на рас­стоянии многих километров и в тумане и ночью.

  

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

БОЕВЫЕ КОРАБЛИ

— защищают нашу страну от нападения врагов с моря. Корабли различаются по размерам, названиям и по задачам, которые они выполняют.

Подводная лодка — это корабль, который плавает под водой и на поверхности воды. Подводная лодка вооружена ракетами и торпедами. Скрыт­но подплывает она к враже­ским кораблям и выпускает по ним торпеды. Подводные лод­ки могут стрелять из-под воды ракетами по береговым укреплениям и кораблям врага.

Противолодочные корабли предназначены для борьбы с подводными лодками против­ника. Они занимаются поиском вражеских подлодок. Обнару­жат лодку — и забрасывают её глубинными бомбами.

Ракетные крейсера — боль­шие корабли. Они поражают цель ракетами с расстояния в несколько сотен километров.

Ракетные катера — ма­ленькие, но очень быстрые ко­рабли. Налетают на вражеские корабли внезапно.

В современном флоте есть много и других боевых кораб­лей: тральщики, заградители, сторожевые корабли, десант­ные корабли и суда вспомо­гательного флота — буксиры, танкеры.
 
Худ. А. БесликХуд. А. Беслик 

 

БАТИСКАФ

— подводный аппа­рат, в котором учёные погружаются в морские глубины. Корпус батиска­фа сделан из прочной и толстой стали. Поэтому в нём можно опус­каться на очень большую глубину. Внутри батискафа установлены раз­личные приборы. Сильный прожек­тор освещает путь. Через иллюми­наторы учёные наблюдают и изучают жизнь морей и океанов.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

БОЦМАН

Только бывалый, уме­лый моряк может стать боцманом. Боцман — хозяин верхней палубы. Он отвечает за исправность кора­бельных шлюпок, руководит погруз­кой, следит за чистотой и порядком на корабле, обучает команду мор­скому делу. А грянет бой — боцман будет гасить пожары, заделывать пробоины — бороться за живучесть корабля. На больших кораблях не­сколько боцманов. Начальник боц­манской команды — главный боц­ман корабля.  

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ВЕРФЬ

— здесь строят ко­рабли. Но рождается корабль в конструкторских бюро — на листах бумаги. Учёные и
инже­неры создают чертежи, по ко­торым его строят. Строитель­ство корабля — сложный и большой труд многих людей разных специальностей. Тыся­чи деталей нужны для кораб­ля: листы стали, двигатели, приборы, вооружение, якоря и цепи, гребные винты... Их изго­товляют на разных заводах и доставляют на верфь.

Днём и ночью горят на верфи огни электросварки. Огромные краны по частям опускают механизмы внутрь корабля. Растут мачты, над­стройки, вырисовывается его стремительный корпус. Ко­рабль должен быть прочным и сильным. Ведь ему пред­стоит ходить под палящим солнцем, в бушующий шторм... и вести жестокий бой с врагом.

Наступил торжественный день кораблестроителей и мо­ряков — спуск корабля на во­ду. Сотни людей приходят про­водить корабль в дальнюю до­рогу. По старинному обычаю разбивают бутылку с вином о форштевень — нос корабля. Гремит оркестр. Медленно скользит корабль со стапеля на воду. Началась его славная морская жизнь... 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ВОДОЛАЗ

— моряк, который работает под водой.

Для работы водолаз надевает водолазное снаряжение: водоне­проницаемый костюм, медный шлем, свинцовые башмаки. Когда он спускается под воду, с ним дер­жат связь по телефону. Воздух во­долазу подаётся по длинному шлангу. 

Водолаз выполняет трудные и опасные работы. Он заделывает пробоины в корпусе корабля, помо­гает поднимать затонувшие кораб­ли, участвует в спасательных рабо­тах.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

ВЫМПЕЛ

— это узкий, длинный, красный флаг. Его поднимают на грот-мачте боевого корабля, если у корабля две мачты. Если одна — то на фок-мачте. Первая мачта от носа корабля называется фок-мачта, вто­рая — грот-мачта. Поднятый вым­пел обозначает, что корабль нахо­дится в кампании: его экипаж в лю­бое время готов выйти в море для выполнения задачи. Вымпел не спус­кается ни днём, ни ночью, ни в хо­рошую погоду, ни в шторм.

   
Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ГАВАНЬ

— место стоянки кораблей. Гавани расположены в заливах и бухтах, закрытых от ветра и волн, идущих с моря. Здесь устроены пирсы и при­чалы, к которым швартуются корабли. В гавани корабли и моряки отдыхают после даль­них походов. Здесь же кораб­ли берут на борт продоволь­ствие, горючее, боеприпасы. В гаванях находятся мастерские и заводы для ремонта кораб­лей.

Долго был боевой корабль в море. Моряки учились метко стрелять по морским и воз­душным мишеням. Гасили «по­жары», заделывали «пробои­ны» на корабле. Боевая учёба продолжалась даже в сильный шторм.

И вот командир корабля получил приказ: «Возвращать­ся в гавань!» Все рады пред­стоящей встрече с берегом. Там моряков ждут родные и близкие.

Показались огни примор­ского города. Корабль входит в гавань и швартуется к пирсу. Усталые моряки сходят на бе­рег. Приятно чувствовать под ногами твёрдую землю вместо качающейся палубы корабля.

А через несколько дней корабль снова выходит из га­вани в море. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

ГЮЙС

— это красный флаг, ко­торый поднимают на больших воен­ных кораблях только во время стоянки. Гюйс поднимают и опускают одновременно с военно-морским флагом корабля.

Утро в военной гавани. Замерли в строю моряки на боевых кораб­лях. «Флаг и гюйс поднять!» — раз­далась команда. Звучат горны. И вот уже на корме развевается флаг, а на носу корабля — гюйс. Прошла торжественная минута подъёма фла­га и гюйса. 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ГРЕБНОЙ ВИНТ

— соединяется гребным валом с двигателем. Зара­ботает двигатель — начинают вра­щаться гребной вал с винтом. Винт захватывает лопастями воду, отбра­сывает её назад, и корабль движет­ся вперёд. Если нужно идти задним ходом, винт крутится в обратную сторону. На больших кораблях уста­новлены гребные винты-великаны, в два человеческих роста. 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликДЕСАНТ морской

— это атака морской пехоты с моря на занятый врагом берег.

Тихо и спокойно на бере­гу «противника». Но вот на го­ризонте моря показались ко­рабли. Они идут к берегу. Это десантные корабли. В их трю­мах — боевая техника и ба­тальоны вооружённых пехотин­цев. Всё готово к штурму бе­рега. Открываются огромные носовые ворота кораблей, и по широким сходням прямо в поду съезжают плавающие тан­ки и бронетранспортёры с мор­ской пехотой. Море закипело от множества боевых машин, плывущих к берегу. На подмо­гу морским пехотинцам летят вертолёты с воздушным десан­том. «Противник» яростно обо­роняется. Но поздно — мор­ская пехота в рукопашном бою отбрасывает неприятеля. Так проходят боевые учения морской пехоты в мирное вре­мя.

В Великую Отечественную войну морские пехотинцы про­славились необычайным му­жеством. Когда они с матрос­ским кличем «Полундра!» под­нимались в атаку — фашисты в панике бежали. «Чёрной смертью» и «чёрными дьяво­лами» называли враги наших морских пехотинцев. В морской пехоте служат сильные, смелые люди. Морские пехотинцы дол­жны быть и моряками и бой­цами-пехотинцами. Ведь пла­вают они на кораблях, а сра­жаются на берегу. 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ДАЛЬНОМЕР

— прибор, кото­рым определяют расстояние от ко­рабля до цели. Дальномеры долж­ны быть расположены высоко, по­этому их устанавливают на над­стройках корабля. Дальномеры нужны при стрельбе из корабель­ных пушек для точного попадания в цель. 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 — специальный бассейн для ремонта подводной части ко­рабля. У дока есть вход для кораб­ля, который закрывается водоне­проницаемыми воротами. Когда ко­раблю нужно войти в док, бассейн заполняют водой и открывают во­рота. Потом ворота закрываются, и воду откачивают насосами. Корабль остаётся на сухой площадке. Теперь его можно ремонтировать. Есть и плавучие доки.  

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

«ЕСТЬ!»

— отвечают воен­ные моряки, получив приказ. Это короткое слово означает, что приказ понят и будет
вы­полнен. Например, командир корабля командует: «Лево ру­ля!» Матрос рулевой отвечает: «Есть лево руля!» — и выпол­няет приказ. Чтобы стать на­стоящим моряком, нужно хо­рошо изучить свою военную специальность — стать отлич­ным корабельным артиллери­стом — комендором, радистом, машинистом, рулевым, сигналь­щиком...

Но самое важное — быть дисциплинированным, ис­полнительным моряком. Это значит, точно и быстро выпол­нять задания командиров. Военные моряки живут по строгим законам военной службы. И если даже один че­ловек небрежно выполнит при­каз, корабль не выполнит за­дачу. Но бывает и так, когда один моряк, точно и храбро выполняя приказ, выручает весь экипаж из беды.

Это было во время Вели­кой Отечественной войны. Вра­жеский снаряд попал в артил­лерийскую башню крейсера «Красный Кавказ». В башне возник пожар. «Ликвидировать пожар!» — приказал командир корабля. Секунда промедле­ния — и корабль погибнет. Моряки-комендоры, рискуя жизнью, выбросили горящий заряд зa борт. Дымилась одеж­да, обгорели руки и лица у мо­ряков, но корабль был спасён и продолжал бой.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЖИВУЧЕСТЬ

— способность по­вреждённого корабля продолжать бой с врагом. Борьба с поврежде­ниями называется — борьбой за живучесть корабля. Все моряки должны уметь быстро гасить пожа­ры, заделывать пробоины и устра­нять другие повреждения. От этого зависит, сможет ли раненый корабль вести бой. Поэтому и в мирное вре­мя, на учениях, моряки действуют, как в настоящем бою.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЖУРНАЛЫ КОРАБЕЛЬНЫЕ

— существуют для записи всех собы­тий, происходящих на корабле. За­писи в журналах ведут ежедневно. Многое можно узнать, читая кора­бельные журналы. Например, из «журнала боевых действий кораб­ля» узнают всю его боевую жизнь: сколько вражеских кораблей унич­тожено, кто из моряков отличился в бою и где происходили сражения. Есть и другие важные журналы: на­вигационный, вахтенный, историче­ский.

Когда корабль отслужит свой срок, журналы сдают в музей на вечное хранение.

  

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ЗВАНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Морские воинские звания были введены основателем Российского флота — Петром Первым. Некоторые из этих званий сохрани­лись и в наше время.

Военные моряки начинают службу матросами. За отлич­ную службу матросу присваивается звание «старший мат­рос». Лучшим из них присваивают старшинские звания: стар­шина второй статьи, старшина первой статьи, главный старши­на, главный корабельный стар­шина и мичман.

Чтобы стать офицером, нужно окончить Высшее Воен­но-Морское училище. Офицер­ские звания такие: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан третьего ранга, капи­тан второго ранга, капитан первого ранга.

Самые высокие морские моинские звания адмиральские: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, Адмирал Флота, Адмирал Флота Советского Союза. Многие офицеры и адмиралы на флотах имеют специальность морских инже­неров.

Нелегко заслужить высо­кое воинское звание. Но на флоте есть давняя поговорка: «Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом». 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ЗАДРАИВАТЬ

— значит герме­тически закрывать люки, иллюмина­торы и двери на корабле. Для этого существуют специальные приспособ­ления — задрайки. Если корабль получил пробоину и вода хлынула в отсек, то задраенная дверь не даст ей проникнуть дальше, в сле­дующее помещение.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 ЗАЛИВ

— это часть океана или моря, окружённая с трёх сторон су­шей. Бывают длинные заливы,
вре­зающиеся в сушу на десятки кило­метров. В таких заливах удобно устраивать места стоянок кораблей. Даже в сильный шторм корабли могут безопасно укрываться в зали­вах.

  

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ИСПЫТАНИЯ КОРАБЛЯ

Когда построен новый корабль, ого испытывают — проверяют надёжность и чёткость работы псех его приборов и механиз­мов.

Для испытаний корабль вы­ходит в море.

Быстро мчится он вперёд, потом вдруг оста­навливается на полном ходу... Это испытывают двигатель ко­рабля. Ищут цель локаторы. Грохочут орудия. Стартуют ра­кеты... Это испытывают воору­жение. Не день и не два длят­ся испытания корабля. Моряки вместе с кораблестроителями тщательно проверяют работу всех устройств. На боевом ко­рабле нет мелочей. Ни один прибор, ни один механизм не должен отказать в походе или в бою.

Проходит время, испыта­ния заканчиваются. Корабль готов нести военную службу и зачисляется в строй боевых кораблей Военно-Морского Флота.

На новом корабле торжест­венно поднимают советский Военно-морской флаг. Каждый год этот день отмечают на ко­рабле как праздник.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ИНТЕРВАЛ

— это расстояние между моряками в строю, корабля­ми, плывущими по морю... Интер­вал — это и промежуток времени между выстрелами при артиллерий­ском салюте, звуковыми сигналами, которые корабли подают в тумане.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 ИЛЛЮМИНАТОРЫ

— окна на корабле. Они нужны для освещения и проветривания внутренних поме­щений. Чаще всего иллюминаторы круглые, с металлической рамой, в которую вставлено толстое стекло. Оно выдерживает удары больших волн. Когда корабль выходит в мо­ре, все иллюминаторы задраивают.

  

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

КРЕЙСЕР

— большой воен­ный корабль, вооружённый мощной артиллерией. Сейчас у нас появились новые крейсе­ра: ракетные и противолодоч­ные.

Это было во время русско-японской войны. Целая эскадра неприятеля окружила русский крейсер «Варяг» и канонер­скую лодку «Кореец». На мач­те одного из японских кораб­лей взвился сигнал: «Предла­гаю сдаться без боя». Но в ответ «Варяг» поднял боевой флаг. Разгорелся жестокий бой.

Геройски сражались рус­ские моряки. Точными орудий­ными залпами потопили они японский миноносец. Крепко досталось и другим кораблям врага. Но силы были неравны­ми. «Варяг» начал гореть, но продолжал сражаться. Раненые моряки оставались на боевых постах. Все орудия на «Варяге» были разбиты. Вышло из строя рулевое управление. И тогда русские моряки сами затопили «Варяг», взорвали «Кореец», но врагам не сдались.

70 лет прошло с того вре­мени, а подвиг «Варяга» не за­быт. Живёт и его имя. Новей­ший ракетный крейсер совет­ские моряки назвали «Варя­гом».

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

КУБРИК

— помещение на ко­рабле, где матросы спят, отдыхают после вахты, обедают.

По флотской привычке, кубри­ком называют своё жилое помеще­ние на берегу морские пехотинцы и морские лётчики.

 Худ. А. БесликХуд. А. БесликКОК

— это корабельный повар. Помещение, где кок готовит пищу, называется камбуз. Кок — специ­альность, уважаемая на флоте. Уме­лый, старательный кок готовит вкус­ную еду экипажу корабля. Коку при­ходится готовить обед даже в шторм, когда корабль сильно ка­чает. А тут уж нужна и сила, и лов­кость, и выносливость.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликЛИНКОР

— линейный ко­рабль. Это были самые боль­шие военные корабли. Во вре­мена парусного флота крупные корабли вели бой с противни­ком, выстраиваясь в боевую линию. Отсюда и пошло назва­ние «линейные» корабли.

Позднее линкоры, защищённые толстой бронёй и во­оружённые могучей артилле­рией, стали настоящими плаву­чими крепостями. Самые боль­шие пушки корабля — артил­лерия главного калибра. На линкоре было
3-4 башни главного калибра, по 3 орудия в каждой. На стволе такой пушки могли сидеть 30 матро­сов. А снаряд весил почти 500 килограммов.

Линкор «Октябрьская ре­волюция» защищал Ленин­град — огнём своих орудий громил фашистские войска. Моряки писали на снарядах: «За город Ленинград!», «За кровь Ленинграда!». Страшны для врагов были эти «гостин­цы». Разрушенные укрепления, тысячи трупов фашистов остав­ляли они. За военную доблесть линкор «Октябрьская револю­ция» был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Этот орден командующий Бал­тийским Флотом прикрепил к флагу линкора.

И сейчас бороздит океаны «Октябрьская революция». Своё славное имя линкор-ветеран передал новому гроз­ному, быстроходному крей­серу.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ЛЕЕРА

— стальные тросы, натя­нутые вдоль бортов корабля. Они удерживаются леерными стойками. Стойки прикреплены к палубе. В шторм, когда волны захлёстывают верхнюю палубу, натягивают штор­мовые леера. Они предохраняют моряков от падения за борт. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЛЮК

— отверстие в палубе ко­рабля. Люки служат для прохода во внутренние помещения корабля, для погрузки продовольствия в кладо­вые и боеприпасов в погреба. Чтобы волны не заливали корабль, крышки люков плотно закрываются — за­драиваются.

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

— защищает нашу Родину от на­падения врага с воздуха и с моря. Морские лётчики летают над морями и океанами, вместе с кораблями Военно-Мор­ского Флота действуют против неприятеля. Много боевых за­дач у морской авиации.

Тяжёлые самолёты-раке­тоносцы наносят ракетные уда­ры по кораблям и военным укреплениям врага.

Самолёты-торпедоносцы уничтожают торпедами боевые корабли и военные транспор­ты противника.

Морские лётчики-истреби­тели защищают наши корабли с воздуха. Ведут бой с враже­скими самолётами.

Задача воздушных мор­ских разведчиков — находить и океанских просторах неприя­тельские корабли.

В морской авиации есть са­молёты, которые взлетают с обычных аэродромов и садят­ся на суше. Но есть и гидро­самолёты — летающие лодки. Они взлетают с воды и садят­ся на море.

Морские лётчики и плава­ют — на противолодочных ко­раблях. Прямо с палубы кораб­ля поднимают они в воздух бое­вые вертолёты на поиск вра­жеских подлодок. Полёты над морями и океанами требуют от лётчиков специальной мор­ской подготовки. Морские лёт­чики носят форму военных мо­ряков. Они пользуются на флоте особым уважением.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

МАТРОС

— это воинское зва­ние моряка рядового состава Воен­но-Морского Флота. Все матросы имеют военную специальность. Сна­чала они учатся в учебных отрядах на берегу, а потом служат на бое­вых кораблях. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

МИНА

Шла война. Фашистский военный корабль крался к нашим берегам. Ничто не угрожало ему — на море не видно кораблей, в воз­духе нет самолётов... И вдруг оглу­шительный взрыв потряс корабль. Невидимая сила ударила в днище, через пробоины хлынула вода, и фашистский корабль затонул.

Днём и ночью, как бы находясь в засаде, морская мина подстерега­ла врага. Её заранее поставил наш корабль — минный заградитель.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликНАХИМОВЦЫ

На военных парадах на Красной площади, мимо трибун чётким строем проходят юные моряки. Это нахимовцы.

Они учатся в Ле­нинградском Военно-Морском Нахимовском училище. Нахи­мовским училище названо в часть прославленного русского адмирала Павла Степановича Нахимова.

Пройдёт время, и юные на­химовцы станут военными мо­ряками, офицерами флота. А пока ребята старательно изу­чают устройство боевых кораб­лей. Учатся вязать хитроумные морские узлы, передавать с помощью семафорных флаж­ков и азбуки Морзе слова и целые фразы. Ходят на шлюп­ках под парусами. Моряк дол­жен быть выносливым и креп­ким, поэтому нахимовцы зани­маются спортом. Военному и морскому делу их учат заслу­женные военные моряки.

Недалеко от училища, на Неве, стоит революционный крейсер «Аврора». Нахимов­цы — хозяева легендарного корабля. Живут и учатся юные моряки по флотскому распо­рядку дня.

Летом нахимовцы уходят в дальнее плавание на боевых кораблях. В океанских походах привыкают к суровой морской службе. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

НАБОР КОРАБЛЯ

— это каркас, скелет корабля. Главная часть набо­ра — киль. К килю крепятся шпан­гоуты, которые являются как бы рёбрами корабля. Бимсы — соеди­няют шпангоуты и служат основа­нием для палуб. Палубы делят
ко­рабль на этажи. Снаружи по набору крепится обшивка корабля — сталь­ные листы. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

НАДСТРОЙКИ

— помещения, расположенные на верхней палубе корабля. В надстройках находятся боевые посты. Например, боевая рубка, из которой командир кораб­ля командует во время боя, радио­рубка, в которой несут вахту ра­дисты, в рулевой рубке — рулевые, штурманской — штурманы...

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ОКЕАН

Вся необъятная водная поверхность нашей планеты называется Мировым океаном. Мировой океан де­лится на четыре океана: Тихий, Атантический, Индийский и Северный Ледовитый. Море — это часть океана. Например, Охотское море — часть Тихого океана.

В древние времена толь­ко водные пути соединяли на­роды и государства. Плавая по океанам, люди открывали новые земли, изучали нашу пла­нету. Не всегда удачным было дальнее плавание. Океан — грозная стихия. Тяжело прихо­дилось парусным кораблям, застигнутым свирепым штор­мом, в безбрежных океанских просторах. Быть моряком во все времена считалось делом людей сильных и бесстрашных.

Но Мировой океан не толь­ко древний путь. Учёные утвер­ждают, что океан намного бо­гаче суши — неисчерпаемая кладовая богатств. В водах океанов — огромные запасы рыбы и морских продуктов. А дно океанов и морей изоби­лует залежами ценных метал­лов, нефти, руды.

Специаль­ные научные корабли бороздят поверхность океана. В глубины погружаются подводные аппа­раты. Человек стремится взять у океана его сокровища.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ОТСЕКИ

Корабль налетел на подводную скалу. От удара обра­зовалась пробоина, и внутрь устре­милась вода. Но корабль не зато­нул. Потому что корпус корабля разделён прочными стенами на от­деления — отсеки, и вода проникла только в один отсек. Моряки быстро заделали пробоину, откачали воду из отсека, и корабль пошёл дальше. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ОСТРОВ

— часть суши, окру­жённая со всех сторон морем. Бы­вают очень большие острова, на которых расположены целые госу­дарства. Есть острова — морские крепости. Остров-крепость Крон­штадт охраняет морские подступы к городу-герою Ленинграду.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

250 лет назад русский крестьянин Ефим Никонов построил «потаённое судно» — первую подводную лодку. Но прошло много лет, прежде чем были построены подводные корабли, пригодные для боя.

1919 год. «Пантера» — подводная лодка Красного Флота вышла в море. Коман­дир осматривал поверхность моря в перископ — лодка искала врага... На горизонте два английских эсминца. «Аппараты, товсь!» — скомандовал ко­мандир. Нить прицела периско­па легла на трубу эсминца. "Аппараты, пли!» Лодка вздрогнула, и две торпеды, оставляя пенистый след, по­паслись к цели. Раздался взрыв, и эсминец, окутанный огнём и дымом, затонул. Этой победой «Пантеры» начался боевой счёт советских подводников.

Во время Великой Оте­чественной войны наши герои-подводники потопили сотни фашистских кораблей. А ведь только один крупный транспортник — это 10 военных эшелонов.

Сейчас подводные кораб­ли стали атомными и ракетны­ми. По нескольку месяцев плавают под водой эти стальные громадины, чутко прослушивая океан специальными приборами. Ни один вражеский ко­рабль не пройдёт в наши воды.

Служить на подводной лодке почётно. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ПЕРИСКОП

— оптический при­бор на подводной лодке. Когда под­водная лодка находится под водой, на перископной глубине, в перископ наблюдают за поверхностью моря и небом. Только тонкие трубы пери­скопов выглядывают из воды. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ПЛАВБАЗА

— плавучая база подводных лодок или торпедных катеров. Это большой корабль, обо­рудованный складами и мастерски­ми для ремонта. Здесь моряки-под­водники и катерники отдыхают пос­ле боевых учений и дальних похо­дов. На плавбазах есть кинозалы, библиотеки, кубрики для матросов, каюты для офицеров. 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

РАКЕТА НА КОРАБЛЕ

Наша страна — родина ракетного оружия. С самого начала Отечественной войны знамени­тые «катюши» громили фашис­тов. Это были первые в мире боевые ракетные установки. А в 1942 году «катюша» стала морской. С кораблей загре­мели ракетные залпы по врагу. Морские «катюши» сражались на Чёрном море, участвовали в Великой битве на Волге, освобождали Чехословакию.

Сегодня наши надводные и подводные корабли-ракето­носцы — грозная сила в мо­рях и океанах. За сотни километров корабельные ракеты могут поразить цель — на земле, в воздухе, на море и код водой.

Все ракеты делятся на классы. Это зависит от того, откуда ракета стартует и где находится цель. Ракета запускается с корабля, а поражает цель в воздухе — это ракета класса «корабль-воздух». Если цель — корабль, то это ракета класса «корабль-корабль». Есть ракеты «подводная лодка-земля» и «подводная лодка- корабль». Это самые грозные морские ракеты, потому что подводные лодки стреляют ими из подводного положения.

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

РИФЫ

— это подводные скалы. В минувшие времена многие парус­ные корабли, выброшенные ураган­ным ветром на рифы, терпели бед­ствия. Рифы опасны и для современ­ных кораблей, поэтому они отмече­ны на всех морских картах. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

РУЛЕВОЙ

— моряк, который управляет рулём, ведёт корабль по заданному командиром курсу. На корабле руль — это стальная пла­стина на оси, расположенная на кор­ме корабля. Руль соединяется спе­циальными устройствами со штур­валом. Матрос-рулевой крутит штурвал — руль поворачивается, и корабль меняет направление. Точно держать курс рулевому помогает компас. На подводных лодках, кро­ме вертикальных рулей, есть ещё и горизонтальные — для движения лодки под водой.

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик 

САЛЮТ

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

Корабли отдают честь салютом — орудийными выстрелами холостыми зарядами. Есть торжественные салюты. Они раздаются в дни праздников. При встрече с иностранными военными кораблями тоже салютуют. Бывают печальные, траурные салюты.

А есть салют наций. Он гремит, когда военный корабль входит в иностранный порт.

Отряд наших боевых кораблей, составе крейсера и двух эсминцев, шёл в далёкую страну с визитом дружбы. Флагман — командир отряда находился на крейсере. позади, за сотнями океанских миль, осталась родная гавань. А прямо по курсу кораблей показался иностранный город. Видны в бинокль толпы людей, которые пришли встречать наших моряков. С флагманского корабля загремели орудийные залпы. Один, второй, третий... Двадцать первый.

Это раздаётся салют наций. Наши корабли лихо швартуются к причалам порта. Моряки сходят на берег, а жители города могут пройти на корабли. Несколько дней наши моряки были гостями приморского города. Прошли дни визита, настала пора прощания. Отданы швартовы, корабли развернулись в гавани и взяли курс к родным берегам.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

СМЕРЧ

— это вихрь, который поднимает воду столбом до обла­ков. Для кораблей встреча со смер­чем опасна. Громадные массы воды обрушиваются на корабль, если он оказывается на пути смерча. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

СИГНАЛЬЩИК

— ведёт наблю­дение за морем и воздухом. Моряк-сигнальщик — глаза корабля. Он первым обнаруживает вражеские корабли и самолёты. Умеет быстро читать и передавать сигналы. Для этого существует семафорная азбу­ка, которая передаётся семафорны­ми флажками. А ночью корабли пе­реговариваются при помощи азбу­ки Морзе — коротких и длинных вспышек прожектора.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликТОРПЕДНЫЙ КАТЕР

— не­большой и самый быстрый бое­вой корабль. На торпедных ка­терах нет брони, чтобы защи­тить моряков от осколков вра­жеских снарядов и авиабомб. Зато у них есть скорость. И грозное оружие — торпеды. Одного торпедного залпа до­статочно, чтобы отправить на дно военный корабль или большой транспорт врага. Сколько героических дел со­вершили в годы войны экипажи этих маленьких кораблей!

Вырвавшись на простор в от­крытое море, они смело шли к цели сквозь стену заградитель­ного огня фашистов. Разламы­вались пополам и тонули вра­жеские корабли после дерз­ких атак катеров. Случалось, возвращались катера с рубка­ми, прошитыми пулями, с фла­гами, пробитыми осколками, но — победителями.

Перед зданием музея Краснознамённого Северного Флота стоит на постаменте опалённый боями торпедный катер. Этим катером в воен­ные дни командовал прослав­ленный моряк, дважды Герой Советского Союза Александр Шабалин. Осенью 1941 года ка­тер Шабалина торпедировал фашистский миноносец. Это была первая победа моряков-катерников Северного Флота. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ТРАП

— так называют на кораб­лях все лестницы. Существует за­бортный трап — по нему сходят с корабля и поднимаются на корабль. Шторм-трап подвешивают на дере­вянной балке-выстреле в несколь­ких метрах от борта корабля. К не­му подходят шлюпки. Межпалубные трапы — служат для сообщения между палубами. А по скоп-трапам взбираются на мачты и надстройки.

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ТРАЛЬЩИК

— это корабль-минёр. Тральщики очищают моря от «рогатых смертей» — морских мин. Для этого на тральщиках имеются тралы — стальные канаты с резака­ми; тралы срезают мины, установ­ленные под водой на якорях, и они всплывают. Потом их расстреливают с корабля.

Когда окончилась Отечествен­ная война, в наших морях осталось много вражеских мин. Моряки-тральщики долго занимались опас­ной боевой работой. Недаром их называют — тружениками моря. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

УЧЕБНЫЙ КОРАБЛЬ

Дав­но уже не плавают по морям парусники. Стальные могучие корабли пришли им на смену. Но вот, похожий на большую белую птицу, показался в от­крытом море парусный ко­рабль. Гудит в надутых парусах ветер, чуть кренясь, скользит он по волнам. Это учебный корабль «Товарищ». Будущие моряки проходят на нём морскую практику. Плавание под парусами — хорошая школа мужества. Здесь крепнет друж­ба, флотское товарищество. На парусном корабле каждый член экипажа расписан по снастям мачт. Раздалась команда: «Свистать всех наверх! Паруса ставить!» — и матросы быстро взбираются на мачты. Там, вы­соко над палубой, прижавшись грудью к реям, они ставят па­руса. Многие наши флотовод­цы и капитаны учились поко­рять море на «Товарище».

«Товарищ» ходит в даль­ние плавания. Парусный краса­вец видели жители портовых городов Средиземного моря и Америки, Индонезии и Гибрал­тарского пролива.

Есть и боевые учебные ко­рабли, на которых матросы и курсанты военно-морских школ и училищ учатся сложному морскому делу. 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

УРАГАН

— это ветер огромной силы. Большие разрушения причи­няют ураганы, когда проносятся по городам и побережьям. Ураганный ветер срывает крыши с домов, вы­рывает с корнем деревья, отрывает корабли от причалов и выбрасывает их на берег. Чтобы корабли и люди не попали в беду, метеорологиче­ская служба предупреждает их о надвигающемся урагане. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

УЗЕЛ

— мера скорости кораб­ля, равная одной морской миле в час. Одна морская миля равна 1 километру 852 метрам. Если, на­пример, говорят: «Корабль делает 25 узлов», значит, корабль прохо­дит 25 миль в час.

А морскими узлами связывают канаты, как говорят моряки, — тро­сы или концы. Морских узлов мно­го, и у каждого своё назначение. Вот три из них: 1 — «прямой», 2 — «удавка», 3 — «прямой штык».

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликФЛАГ ВОЕННО-МОРСКОЙ — ЗНАМЯ КОРАБЛЯ

На стоянке корабли поднимают флаг в 8 часов утра и спускают его с заходом солнца, в походе — несут флаг круглосуточ­но.

«Военно-морской флаг Союза ССР, поднятый на ко­рабле Военно-Морского Флота Союза ССР, является
зна­менем корабля. Корабли Воен­но-Морского Флота Союза ССР ни при каких обстоятель­ствах не спускают своего флага перед противником, предпо­читая гибель сдаче врагам Советского Союза». — Так гово­рится в Корабельном уставе Военно-Морского Флота СССР. А если флаг собьют в бою, то его немедленно поднимают снова. Чтобы враги и на секун­ду не могли подумать, что ко­рабль сдаётся.

Сторожевой корабль «Ту­ман» был окружён тремя фа­шистскими эсминцами. Он сра­жался до последней возмож­ности, но врагу не сдался. «Ту­ман» ушёл в морскую пучи­ну с гордо развевающимся флагом. Он повторил подвиг легендарного крейсера «Ва­ряг».

Особо отличившимся в боях кораблям вручается гвар­дейский флаг. Корабль стано­вится гвардейским, а его мо­ряки гвардейцами.

Пробитые осколками в бою Военно-морские флаги бережно хранятся в музеях, как память о кораблях-героях. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ФАРВАТЕР

— безопасный путь для кораблей, который проходит между опасными участками моря: мелями, подводными скалами, мин­ными заграждениями. На море устанавливают специальные знаки — вехи и буи. Они указывают кораб­лям опасные места. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ФЛОТ

Военно-Морской Флот СССР стоит на страже морских ру­бежей. В ВМФ входят надводные и подводные корабли, морская авиа­ция, батареи береговой обороны и морская пехота. Военно-Морской Флот страны состоит из отдельных флотов. Они носят названия тех морей и океанов, в которых несут службу: Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия. За подвиги в Отечественной войне все флоты на­граждены орденами Красного Зна­мени. А Балтийский флот стал Дважды Краснознамённым. 

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОСТ

— главный командный пункт подводной лодки. В центральном посту находится командир ко­рабля. Отсюда подаются команды на боевые посты под­водного корабля. Сюда докла­дывают о готовности постов.

На подводной лодке все механизмы, двигатели, оружие и люди размещены в прочном, стальном корпусе. Внутри кор­пус лодки разделён герметич­ными переборками на отсеки. Для прохода из отсека в отсек прорезаны люки, которые за­драиваются.

В носовом отсеке — тор­педные аппараты и запасные торпеды в стеллажах. Во вто­ром отсеке — жилые помеще­ния. А дальше расположены центральный пост, пост управ­ления торпедной стрельбой и пост управления лодкой на глу­бине и на поверхности. В сле­дующем отсеке установлен двигатель. На верхней палу­бе возвышается боевая руб­ка.

В надводном положении из рубки ведут наблюдения за морем. В корме — хвосте лод­ки — торпедные аппараты, ру­ли и гребной винт. Сложные приборы — локаторы, гидро­акустические станции, вычисли­тельные машины позволяют подводному кораблю далеко видеть и слышать всё вокруг, хорошо ориентироваться в океане.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЦУНАМИ

— это волны, которые получаются при подводных земле­трясениях в океане. Цунами дви­гаются быстрее поезда. Бывает, что эта громадная волна выбрасывает корабль далеко на сушу. У нас есть научные станции Цунами. Специаль­ные приборы, установленные на станциях, помогают точно опреде­лить, когда будет цунами. Об этом сообщают по радио всем кораблям и населению прибрежных городов. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЦЕПИ ЯКОРНЫЕ

— соединяют якорь с кораблём. Якорные цепи очень прочные, они должны удер­жать корабль на якоре даже в штормовую погоду.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликШЛЮПКА

— это спаса­тельная лодка на корабле.

Есть разные шлюпки: баркасы, вель­боты, шестивёсельные ялы, че­тырёхвёсельные ялы, тузики. На шлюпках моряки достав­ляют грузы, людей, занимают­ся гребным и парусным спор­том.

Каждый год, в июле, от­мечается День Военно-Мор­ского Флота СССР. В этот день все корабли в праздничном убранстве. Подняты флаги расцвечивания.

В парадной форме выстроились моряки на кораблях. Катер командующе­го флотом обходит строй ко­раблей. Громовое матросское «Ура!!!» раздаётся над рейдом.

После морского парада на­значены шлюпочные гонки. Это красивое и захватывающее зрелище. Множество людей собралось на берегу. Гребцы по сигналу судьи сделали пер­вый сильный рывок, и шлюп­ки устремились к финишу.

С первых минут шлюпка гвар­дейского ракетного крейсера вышла вперёд. Шлюпки других кораблей стараются догнать её. Но гребцы, налегая на вёс­ла, увеличивают разрыв. А вот и финиш. Первой пересекла его команда шлюпки ракетного крейсера.

В честь победителей гремит оркестр.

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ШТУРМАН

— моряк-офицер, который прокладывает безопасный путь кораблю. Курс корабля штур­ман намечает на морской карте. На ней условно изображены океаны, моря, острова, рифы. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ШВАРТОВЫ

— это стальные тросы, при помощи которых ко­рабль швартуют — крепят к прича­лу или к другому кораблю. «Швар­товаться к причалу» — значит по­дойти бортом корабля к причалу, передать швартовы и закрепить ими корабль к причалу. Моряки не гово­рят: «корабль причаливает», а го­ворят: «корабль швартуется». Ког­да корабль отходит от причала, по­даётся команда: «Отдать шварто­вы!».

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

ЭСКАДРА 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

— большой отряд военных кораблей. Командует эскадрой адми­рал.

История парусного воен­ного флота хранит много славных побед русских моря­ков.

Было это давно, во время Крымской войны. Эскадра рус­ских кораблей под флагом ви­це-адмирала Нахимова крей­сировала у берегов Турции. Обнаружив в Синопском зали­ве неприятельскую турецкую эскадру, Нахимов отдал при­каз атаковать её. Русские ко­рабли стремительно вошли в залив и завязали бой с врагом. Треск падающих мачт, крики турок, грохот орудий — запол­нили всё вокруг. Нахимов ко­мандовал эскадрой с корабля «Императрица Мария». Флаг­манский корабль поджёг два турецких судна. Не отставали в меткости орудийного огня и комендоры других русских ко­раблей. Несколько часов гре­мело сражение. Огромными кострами пылали турецкие ко­рабли. Турецкая эскадра была полностью разбита. Среди не­приятелей, взятых в плен, ока­зался и сам командующий ту­рецкой эскадрой.

«...Обращаюсь с призна­тельностью к офицерам за не­устрашимое и точное исполне­ние ими своего долга, благо­дарю команды, которые дра­лись, как львы», — писал На­химов в приказе после Синопского боя. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЭСМИНЕЦ

— эскадренный ми­ноносец — боевой корабль с мощ­ным торпедным вооружением и сильной артиллерией. Эти быстро­ходные корабли выполняют разные боевые задания, ходят в торпедные атаки, ставят минные заграждения, ведут бой с кораблями и самолёта­ми противника. Для борьбы с вра­жескими подлодками эсминцы во­оружены глубинными бомбами. Но­вейшие эсминцы имеют ракетные установки. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЭКИПАЖ

— весь личный состав боевого корабля: офицеры, старши­ны и матросы. Экипаж корабля — это дружная, спаянная морская семья. «Один за всех и все за одно­го!» — таков закон на корабле. 

 Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

 

Худ. А. БесликХуд. А. БесликЮНГА

— это юный моряк. Юнги обучаются морскому де­лу на кораблях или в специаль­ных школах юнг.

В дни войны с фашистами пионер Саша Ковалёв стал юн­гой на торпедном катере. Сра­жался на Северном флоте.

Однажды катер вышел в море на поиск. Юнга Ковалёв нёс вахту в моторном отсеке. «Прямо по курсу два корабля противника!» — доложил сиг­нальщик командиру. Катер по­мчался в атаку. «Залп!» — у борта транспорта врага взды­бился столб воды — удар ока­зался метким. Обозлённые по­терей, корабли конвоя фашис­тов открыли огонь по катеру. Сильный взрыв содрогнул ма­ленький корабль. Из пробитого мотора захлестали горячие струи воды и пара. Взорвётся мотор — кораблю смерть. Юнга рванулся и грудью закрыл пробоину. Нестерпи­мая боль жгла тело, но он всё крепче прижимался к мо­тору. Катер шёл полным хо­дом.

Когда Сашу вынесли на па­лубу, он открыл глаза. Над ним склонились боевые друзья. «Саша, посмотри! Корабль жив!» Но юнга молчал. Моря­ки медленно сняли бескозыр­ки...

За подвиг в бою военный юнга Александр Ковалёв был награждён орденом Отечест­венной войны I степени. 

 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

 

ЯКОРЬ

— удерживает корабль в море на одном месте. Стать на якорь — значит, опустить якорь с корабля на дно моря. Скреплённый цепью с кораблём, якорь цепляет­ся своими лапами за грунт и держит корабль. Чем больше корабль, тем больше и тяжелее у него якоря. 

Худ. А. БесликХуд. А. Беслик

ЯХТА

— спортивное парусное судно. Будущему моряку полезно научиться управлять яхтой. Учатся ходить на яхтах и изучают морское дело в яхт-клубах.

 

 *****

Кончилась азбука... Вот ты и сделал первые шаги в сложном морском деле.

Счастливого тебе пла­вания!

 

 

к содержанию